Мама (картина)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тогрул Нариманбеков
Мама. 1966
азерб. Ana
холст, масло. 120 × 80 см

«Мама» (азерб. Ana) — картина азербайджанского художника Тогрула Нариманбекова, написанная в 1966 году[1]. На картине изображена старая женщина с иссечённым морщинами лицом. Моделью для портрета Тогрулу Нариманбекову послужила его няня[1].

Взгляд женщины, как пишет Григорий Анисимов, «устремлён куда-то вдаль, может быть, она думает о своём нелёгком прошлом. Но это гордое лицо освещено таким добрым сердечным светом, взгляд глаз такой мягкий и по-детски доверчивый, что увидев раз это лицо, запомнишь его на всю жизнь»[1]. Анисимов отмечает, что в этой картине Нариманбеков показывает образ романтический и вместе с тем реальный, далёкий от идей абстрактного гуманизма. Также подчёркивается, что в этой картине с большой определенностью проявилась позиция художника[1].

Сам автор, Тогрул Нариманбеков говорил о своей картине «Мама»:

В процессе работы характерные черты модели отошли на задний план, главным же я считал задачу психологической характеристики, убедительной трактовки внутреннего мира человека. Мне хотелось найти точный цветовой строй картины, соответствующий той задаче, которую я поставил перед собой. Мне хотелось найти ёмкую композицию и подчинить всю картину ведущей мысли, с которой, собственно, и началась вся работа. А мысль эта о том, что мама — средоточие лирики и трагедии мира, в ней я ощущаю сложную биографию человечества. Не только сложную, но и возвышенную. Мама — это символ всего доброго на земле. Может быть, это слишком громко сказано, но мне хотелось поточнее сказать о своем замысле.[1]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Григорий Анисимов. Живые краски Апшерона. — Баку: Гянджлик, 1978. — С. 123-124. — 166 с.