Мальчик с собакой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бартоломе Эстебан Мурильо
Мальчик с собакой. Около 1655—1660 годов
исп.  Muchacho con un perro
Холст, масло. 70 × 60 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-386

«Мальчик с собакой» — картина испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображён смеющийся мальчик, в его руке корзина с пустым глиняным кувшином. Он смотрит на небольшую собаку, расположенную в левом нижнем углу.

Картина написана во второй половине 1650-х годов, хотя некоторые исследователи её датируют около 1660 года. Но в Эрмитаже придерживаются первой даты. Мотивируется это тем, что живописная манера в этой работе отличается от поздних работ Мурильо, «здесь ещё нет мягкости контуров и сложной градации валеров. Одежда написана плотно, текучим мазком». Л. Л. Каганэ проводит параллели между «Мальчиком с собакой» и картинами Мурильо «Мальчик-нищий» (Лувр) и «Мальчики, поедающие дыню и виноград» (Старая пинакотека в Мюнхене) и считает эрмитажный «Мальчик» был написан позже этих работ[1], отдельно она акцентирует отсутствие «утрированной миловидности», которая впоследствии появится в работах Мурильо[2].

У «Мальчика с собакой» есть парная картина «Девочка с цветами и фруктами». Обе картины связаны между собой композиционно и стилистически, и вместе они составляют единственный сохранившийся пример парных жанровых работ Мурильо[3].

Ранняя история картины неизвестна. Предполагается что она, вместе с парной «Девочка с цветами и фруктами», в конце XVII века находилась в собрании Николаса Омасура, по крайней мере в описи его коллекции, составленной в 1690 году, указаны «Два других маленьких полотна, на одном написан озорник с собачкой; а на другом девочка с лукошком с цветами, оба оригиналы Мурильо». Обе картины значатся и в посмертной описи коллекции Омасура 1698 года, но в описи указаны размеры картин — «три четверти вары высотой и половина вары шириной». Каганэ указывает что 1 вара — около 83 см, соответственно размер картин составляет примерно 63 × 42 см, а размер картин из Эрмитажа и Пушкинского музея составляет 70 × 60 см. Она предположила что, поскольку во второй описи у картин Омасура упомянуты «широкие резные рамы», то возможно они закрывали часть живописного поля и, соответственно, замеры картин делались по их открытой части. В подтверждение своей гипотезы она указывает, что в описи 1690 года упомянута собака, а в описи 1698 года про собаку нет ни слова[4].

В середине XVIII века обе картины находились в собрании герцога Шуазеля в Париже и по поручению императрицы Екатерины II были приобретены Д. Дидро для Эрмитажа с аукциона в 1772 году[5]. Картина выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 239 (Испанский просвет)[6]. «Девочка с цветами и фруктами» в 1930 году была передана из Эрмитажа в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина[3].

Хранитель испанской живописи в Государственном Эрмитаже Л. Л. Каганэ, анализируя картину, писала:

Очень благороден колорит картины, сочетающий оттенки зелёного, голубого, серого, коричневого цветов. <…> Одежда написана плотно, пастозно, хорошо передана фактура тяжёлой, грубой ткани. По манере исполнения эта живопись близка ещё старой, севильской, сурбарановской, традиции. Но, в отличие от ранних бодегонес с их глухими, тёмными фонами, здесь фон светлый, действие происходит в пейзаже. Мурильо передаёт прозрачность воздуха, растворяющуюся в дымке даль. Атмосферный эффект усиливается сопоставлением фона с одеждой[2].

В 1771 году, перед аукционом Шуазеля, с «Мальчика с собакой» К. В. Вейсбродом была снята гравюра (в зеркальном отображении), опубликованная в описи собрания Шуазеля под №100[7]. В 1793 году с картин Я. Якимовичем были сняты копии для Императорской шпалерной фабрики в Санкт-Петербурге; дальнейшая судьба этих копий неизвестна, равно неизвестно были ли вытканы по ним шпалеры[4]. На протяжении XIX века с «Мальчика…» было снято еще несколько гравюр, как отдельных листов, так и так и опубликованных в изданиях, посвящённых Эрмитажу. По одной из таких гравюр Э. Мане сделал свою гравюру и затем, около 1861 года, на сходный мотив написал небольшую картину «Мальчик с собакой» (холст, масло; 19 × 17 см, в начале XX века находилась в частной коллекции в Париже, дальнейшая судьба картины не установлена)[8][4].

В 1972 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 10 копеек (№ 4158 по каталогу ЦФА).

Примечания

  1. Каганэ, 2008, с. 150.
  2. 2,0 2,1 Каганэ, 1977, с. 91.
  3. 3,0 3,1 Каганэ, 2008, с. 149.
  4. 4,0 4,1 4,2 Каганэ, 2008, с. 151.
  5. Левинсон-Лессинг, 1986, с. 78.
  6. Государственный Эрмитаж. — Мурильо, Бартоломе Эстебан. Мальчик с собакой.. Дата обращения: 5 ноября 2020. Архивировано 6 января 2021 года.
  7. Requel d’estampes gravées d’àprès les tableaux du Cabinet de Monseigneur le duc de Choiseul, par les soins du S-r Basan. MDCCLXXI. — Paris, 1771. — No 100
  8. Rouart, Wildenstein, vol. 1, 1975, с. 50.

Литература

  • Каганэ Л. Л. Государственный Эрмитаж. Испанская живопись XV — начала XX века: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-93572-328-6.
  • Каганэ Л. Л. Испанская живопись XVI — XVIII веков в Эрмитаже. Очерк путеводитель. — Л.: Аврора, 1977. — 112 с.
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). 2-е изд., испр. и доп.. — Л.: Искусство, 1986. — 426 с.
  • Rouart D., Wildenstein D. Edouard Manet. Catalogue raisonné. — Lausanne, Paris: La Bibliothèque des arts, 1975. — Vol. 1: Peintures. — 308 p.