Мальчик в полосатой пижаме (фильм)
Мальчик в полосатой пижаме | |
---|---|
The Boy in the Striped Pyjamas | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Марк Херман |
Продюсер |
Рози Элисон Марк Херман Дэвид Хейман |
Автор сценария |
Джон Бойн (роман) Марк Херман |
В главных ролях |
Эйса Баттерфилд Дэвид Тьюлис Вера Фармига Джек Скэнлон |
Оператор | Бенуа Дельомм |
Композитор | Джеймс Хорнер |
Кинокомпания |
BBC Films Heyday Films Miramax Films |
Прокат |
Miramax Films (США) Walt Disney Studios Motion Pictures (Великобритания) |
Длительность | 94 мин |
Бюджет | 12,5 млн $[1] |
Сборы | 44,1 млн $[2] |
Страна |
Великобритания США |
Язык | английский |
Год | 2008 |
Ссылки | |
IMDb | ID 0914798 |
«Мальчик в полосатой пижаме» (англ. The Boy in the Striped Pyjamas) — исторический художественный фильм режиссёра Марка Хермана, снятый по одноимённому роману Джона Бойна в 2008 году. Съёмки фильма проходили в Будапеште.
Продюсерам выступили BBC Films и Heyday Films, а Miramax распространяли картину.
Главные роли исполнили Джек Скэнлон и Эйса Баттерфилд.
Премьера картины состоялась 12 сентября 2008 года в Великобритании.
Фильм вызвал критику со стороны некоторых людей, изучающих Холокост, за его фактическую неточность.
Сюжет
Бруно — восьмилетний (в романе — девятилетний[3]) немецкий мальчик, который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на новую должность семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную «ферму» с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам, и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым[К 1].
К Бруно и его сестре приезжает учитель, герр Лист. Он читает им историю Германии и её национал-социалистического периода и потихоньку начинает прививать им с детских лет антисемитскую позицию, что напрягает мать. Вообще, мать Бруно тяжело переживает соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники-евреи. Но его мать не знала, где работал её муж. Она думала что он - (отец Бруно) просто на фронте. Муж горячо убеждает её, что это благо для фатерлянда, а двенадцатилетняя дочь очарована идеями нацизма.
Только Бруно не догадывается ни о чём и не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль (англ. Shmuel), который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно (случайно подглядев фрагмент промо-ролика о жизни в этом лагере): там люди ходят в кафе и бары, играют в футбол, дети весело играют на улице.
Когда Бруно приходит время уезжать, он решает в последний раз увидеть своего друга. Бруно узнаёт, что отец Шмуэля пропал. Желая загладить вину перед другом, он просит того принести такую же «пижаму», как и у него, чтобы вместе поискать пропавшего отца.
Бруно приносит лопату, делает подкоп, переодевается и отправляется в «весёлое путешествие по ферме»…
Семья Бруно, обнаружив исчезновение мальчика, начинает поиски, и понимает, что Бруно пропал на территории лагеря.
Бруно и Шмуэль погибают вместе с остальными узниками в газовой камере.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Эйса Баттерфилд | Бруно |
Джек Скэнлон | Шмуэль |
Вера Фармига | Эльза (мать) |
Дэвид Тьюлис | Ральф (отец) |
Амбер Битти | Гретель (сестра) |
Шейла Хэнкок | Натали (бабушка) |
Ричард Джонсон | Матиас (дедушка) |
Кара Хорган | Мария |
Дэвид Хеймен | Павел (слуга) |
Руперт Френд | лейтенант Курт Кётлер |
Джим Нортон | герр Лист |
Награды и номинации
Год | Награда | Номинация | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
2008 | ||||
Премия британского независимого кино | «Лучшая актриса» | Вера Фармига | Победа | |
«Лучший режиссёр» | Марк Херман | Номинация | ||
«Самый многообещающий дебют» | Эйса Баттерфилд | Номинация | ||
Международный кинофестиваль в Чикаго | «Приз зрительских симпатий» | Марк Херман | Победа | |
Премия Лондонского кружка кинокритиков | «Молодой британский исполнитель года» | Эйса Баттерфилд | Номинация | |
Премия Международной ассоциации критиков киномузыки (IFMCA) | «Лучшая оригинальная музыка для драматического фильма» | Джеймс Хорнер | Номинация | |
2009 | ||||
Премия «Гойя» | «Лучший европейский фильм» | Марк Херман | Номинация | |
Премия «Молодой актёр» | «Лучшее исполнение в международном художественном фильме — ведущие молодые исполнители» | Эйса Баттерфилд, Джек Скэнлон | Номинация | |
Премия Ирландской академии кино и телевидения (IFTA) | «Лучший международный фильм» | Номинация | ||
2010 | ||||
CinEuphoria Awards | «Лучший фильм — приз зрительских симпатий» | Марк Херман | Победа | |
«Топ десяти года — международный конкурс» | Марк Херман | Победа | ||
«Топ десяти года — приз зрительских симпатий» | Марк Херман | Победа | ||
«Лучшая актриса второго плана — приз зрительских симпатий» | Вера Фармига | Победа | ||
German Dubbing Awards | «Выдающееся развитие молодёжи» | Лукас Шуст (дубляж на немецкий язык Эйсы Баттерфилда) | Победа |
Оценки
Оценки критиков
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 64 % на основе 143 рецензиях критиков, со средним баллом 6,3 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Трогательный и запоминающийся семейный фильм, в котором рассказывается о Холокосте необычным образом, и в котором заключён жестокий финальный поворот»[4].
На сайте Metacritic фильм набрал 55 баллов из 100, на основе 28 обзоров, что указывает на «смешанные или средние отзывы»[5].
Джеймс Кристофер из The Times назвал фильм «чрезвычайно впечатляющим. Очень важным»[6].
Манохла Даргис, из The New York Times, сказал, что фильм «тривиален, затушеван, подделан, использован в коммерческих целях, для трагедии о нацистской семье»[7].
Критик Роджер Эберт сказал, что фильм не просто реконструкция Германии во время войны, но «о системе ценностей, которая выживает как вирус»[8].
Келли Джейн Торранс из Washington Times сказала, что фильм не останавливается в развитии истории и прекрасно рассказывает её[9].
Несмотря на некоторую критику, Тай Берр из Boston Globe сделал такой вывод: «то, что спасает „Мальчика в полосатой пижаме“ от китча, — это холодная логика повествования Германа»[10].
Оценки научных работников
Учёные раскритиковали фильм за то, что он скрывает исторические факты о Холокосте и создает ложную эквивалентность между жертвами и преступниками[11][12]. Например, в конце фильма изображается горе семьи Бруно, побуждающее зрителя испытывать сочувствие к тем, кто совершает Холокост[13].
Майкл Грей писал, что история не очень реалистична и содержит много неправдоподобных сцен, потому что детей убивали сразу, как только они прибывали в Освенцим, и у них не было возможности общаться с людьми снаружи[14]. Исследование, проведенное Центром изучения Холокоста в Университетском колледже Лондона, показало, что картина «оказывает значительное и весьма проблематичное влияние на то, как молодые люди пытаются осмыслить это сложное прошлое». Тем не менее, более позднее исследование показало, что реакция на фильм сильно основана на предыдущих знаниях и убеждениях зрителей[15].
Исследование, проведенное преподавателем Майклом Греем, показало, что более чем три четверти британских школьников (в возрасте 13-14 лет) в его выборке интересовались «Мальчиком в полосатой пижаме», значительно больше, чем «Дневником Анны Франк». Фильм оказал значительное влияние на знания и убеждения детей о Холокосте. Дети верили, что в истории содержится много полезной информации о Холокосте, и передаётся точное впечатление о многих реальных событиях. Большинство полагало, что это было основано на реальной истории[16].
Он также обнаружил, что многие студенты извлекли из фильма ложные выводы, например, предположив, что простые немцы не знали о Холокосте, потому что семья Бруно этого не знала, или, что Холокост прекратился из-за того, что нацистский ребенок был случайно отравлен газом. Другие студенты полагали, что евреи вызвались идти в лагеря, потому что их одурачили нацистской пропагандой, а не насильственно депортировали. Грей рекомендовал изучать произведение только после того, как дети уже узнают ключевые факты о Холокосте[17].
Саундтрек
Автором музыкального сопровождения к фильму выступил американский композитор Джеймс Хорнер. С 20 октября 2008 года распространяется посредством цифровой дистрибуции, изданный звукозаписывающим лейблом Hollywood Records[18]. На территории Австралии доступен в виде двух-дискового CD-Audio издания, совместно с саундтреком к фильму «Джиллиан на день рождения» (англ. To Gillian On Her 37th Birthday). Также музыка к фильму была представлена в качестве промо-издания For Your Consideration для отбора номинантов кинопремии «Оскар» в номинации «Лучшая музыка».
Список композиций | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
1. | «Boys Playing Airplanes» | 4:13 | |||||||
2. | «Exploring the Forest» | 2:36 | |||||||
3. | «The Train Ride to a New Home» | 3:33 | |||||||
4. | «The Winds Gently Blow Through the Garden» | 5:56 | |||||||
5. | «An Odd Discovery Beyond the Trees» | 2:51 | |||||||
6. | «Dolls Aren’t for Big Girls, Propaganda is…» | 3:42 | |||||||
7. | «Black Smoke» | 1:42 | |||||||
8. | «Evening Supper/A Family Slowly Crumbles» | 7:52 | |||||||
9. | «The Funeral» | 1:53 | |||||||
10. | «The Boys' Plans/From Night to Day» | 2:36 | |||||||
11. | «Strange New Clothes/An Impending Storm» | 9:52 | |||||||
12. | «Remembrance, Remembrance» | 5:30 | |||||||
52:22 |
См. также
- Страна игрушек — короткометражный фильм, где немецкий мальчик, друживший с мальчиком-евреем, попадает в концлагерь.
- Жизнь прекрасна — фильм о судьбе мальчика в концлагере в фашистской Италии.
Примечания
- ↑ The Boy in the Striped Pajamas (2008) . Box Office Mojo. Дата обращения: 31 июля 2014. Архивировано 14 июля 2019 года.
- ↑ The Boy in the Striped Pajamas (2008) – Financial Information . The Numbers. Дата обращения: 13 июня 2011. Архивировано 23 августа 2017 года.
- ↑ The Boy in the Striped Pyjamas - John Boyne . Дата обращения: 12 июня 2017. Архивировано 25 июня 2017 года.
- ↑ The Boy in the Striped Pajamas (The Boy in the Striped Pyjamas) (2008) (англ.). Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано 20 мая 2019 года.
- ↑ The Boy in the Striped Pajamas . Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано 2 июля 2020 года.
- ↑ WebCite query result . www.webcitation.org. Дата обращения: 13 ноября 2019.
- ↑ Dargis, Manohla. Horror Through a Child’s Eyes, The New York Times (6 ноября 2008). Архивировано 22 октября 2019 года. Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ Roger Ebert. The Boy in the Striped Pajamas movie review (2008) | Roger Ebert (англ.). www.rogerebert.com. Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано 31 октября 2019 года.
- ↑ The Washington Times http://www.washingtontimes.com. MOVIES: A ‘Boy’ looks at the Holocaust (англ.). The Washington Times. Дата обращения: 13 ноября 2019. Архивировано 20 мая 2019 года.
- ↑ Burr, Ty. The Boy in the Striped Pajamas, Boston.com (14 ноября 2008). Архивировано 20 мая 2019 года. Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ Robert Eaglestone. The Broken Voice: Reading Post-Holocaust Literature. — Oxford University Press, 2017-06-02. — 190 с. — ISBN 9780192525680. Архивная копия от 9 июня 2022 на Wayback Machine
- ↑ Claus-Christian W. Szejnmann, Paula Cowan, James Griffiths. Holocaust Education in Primary Schools in the Twenty-First Century: Current Practices, Potentials and Ways Forward. — Springer, 2018-07-09. — 288 с. — ISBN 9783319730998. Архивная копия от 16 июня 2022 на Wayback Machine
- ↑ Michael Gray. The Boy in the Striped Pyjamas: A Blessing or Curse for Holocaust Education? // Holocaust Studies. — 2014-12-01. — Т. 20, вып. 3. — С. 109–136. — ISSN 1750-4902. — doi:10.1080/17504902.2014.11435377.
- ↑ Michael Gray. The Boy in the Striped Pyjamas: A Blessing or Curse for Holocaust Education? // Holocaust Studies. — 2014-12-01. — Т. 20, вып. 3. — С. 121—123. — ISSN 1750-4902. — doi:10.1080/17504902.2014.11435377.
- ↑ Stefanie Rauch. Understanding the Holocaust through Film: Audience Reception between Preconceptions and Media Effects // History and Memory. — 2018. — Т. 30, вып. 1. — С. 151–188. — ISSN 0935-560X. — doi:10.2979/histmemo.30.1.06. Архивировано 28 февраля 2022 года.
- ↑ Michael Gray. The Boy in the Striped Pyjamas: A Blessing or Curse for Holocaust Education? // Holocaust Studies. — 2014-12-01. — Т. 20, вып. 3. — С. 115–116. — ISSN 1750-4902. — doi:10.1080/17504902.2014.11435377.
- ↑ Michael Gray. The Boy in the Striped Pyjamas: A Blessing or Curse for Holocaust Education? // Holocaust Studies. — 2014-12-01. — Т. 20, вып. 3. — С. 131. — ISSN 1750-4902. — doi:10.1080/17504902.2014.11435377.
- ↑ Bande Originale du film Le Garçon au pyjama rayé (The Boy In The Striped Pyjamas, film de Mark Herman, 2008) | James Horner – Télécharger et écouter l'album . Дата обращения: 9 января 2017. Архивировано 10 января 2017 года.
- ↑ Хотя название лагеря не упоминается, но, вероятно, это был Освенцим — в документах в сцене, где офицеры-СС обсуждают с Ральфом застройку лагеря, видно, что у лагеря 4 крематория. Освенцим был единственным лагерем, где было 4 крематория. Также в книге Бруно называет лагерь «Аж-Высь», что в оригинале звучит, как «Аут-Виз» (Out-With): и то и другое созвучно с немецким названием лагеря — Аушвиц.
Ссылки
- «The Boy in the Striped Pyjamas» (англ.) на сайте Box Office Mojo
- The Boy in the Striped Pyjamas (англ.) на сайте Internet Movie Database