Перейти к содержанию

Мальчик-ненец

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
А. А. Борисов
Мальчик-ненец. 1896 год
Холст на картоне, масло. 24 × 41 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
инв. 1692

«Мальчик-ненец (Маточкин Шар. Новая Земля)» — картина русского советского художника Александра Алексеевича Борисова из собрания Государственной Третьяковской галереи.

На картине изображён сидящий на морском берегу в нартах ребёнок в ненецкой парке. Слева за его спиной видна лебёдка, предназначенная для вытягивания лодок на берег через ледовый припай. Слева внизу коричневой краской нанесена подпись художника и дата: А. Б. 96 VIII 20. Картина написана масляными красками на холсте наклеенном на картон и имеет размер 24 × 41 см[1].

Как следует из авторской подписи этот этюд создан за один день — 20 августа 1896 года во время поездки Борисова на Русский Север в 1896 году. С 1 августа он находился в районе западного устья Маточкина Шара, где нашёл обширное становище ненцев. Борисов остановился в доме новоземельского старосты Прокопия Вылки и уже оттуда обследовал Маточкин Шар на всём его протяжении. Изображённый мальчик вероятно является одним из потомков старосты[2].

По возвращении с севера осенью 1896 года Борисов недолго пробыл в Петербурге и вскоре приехал в Москву. Там он имел множество встреч и показывал свои этюды многим своим коллегам. М. В. Нестеров в письме от 12 ноября 1896 года спрашивал художника А. А. Турыгина: «Заметил ли ты этюды Дальнего Севера — Борисова. Этот молодец был проездом у нас в Москве и показывал свои этюды В. Васнецову, где видал их и я. <…> В этюдах можно проследить развитие большого таланта и будущего крупного пейзажиста»[3].

Вернувшись в Санкт-Петербург Борисов окунулся в подготовку к осенней ученической выставке в Академии художеств и всё время посвятил приведению в порядок привезённых с севера работ. Всего на той выставке Борисов представил более 60 картин-этюдов, в том числе и «Чум ненцев…». В. М. Васнецов посоветовал П. М. Третьякову обратить внимание на начинающего художника и Третьяков сразу же прямо с выставки приобрёл основную часть работ Борисова[4]. Сам Борисов через несколько лет после этого рассказывал:

«Для ученика Академии такое поощрение было делом неслыханным. Нашлись люди, которые говорили Третьякову:
— Напрасно вы так балуете Борисова! Испортите юношу…
Но Павел Михайлович отвечал: „Что же делать! Если Борисов человек неглупый, то он не воспользуется этим как гибелью, а напротив, это ему поможет — он ещё серьёзнее станет относиться к делу“. — За всю коллекцию я получил около восьми тысяч и теперь мог уже работать при лучших условиях»[5].

Картина прибыла в Третьяковскую галерею в 1898 году, в инвентарные описи музея внесена под № 1730. Сотрудники Третьяковской галереи следующими словами описывают картину:

В этюде «Мальчик-ненец» художник следует наставлению своего учителя в Академии Архипа Куинджи: «Этюд надо писать с таким вниманием, чтобы потом все осталось в памяти». Неяркий, будто призрачный свет позволяет рассмотреть суровое побережье, море, полосу прибоя. Сидящий на нартах мальчик явно позирует…
Особенность композиции этюда в том, что вроде бы нарушено общепринятое правило: нарты должны быть сдвинуты влево: тогда у смотрящего вправо мальчика будет пространство и простор для взгляда. Но Борисов это сделал намеренно. Ему очень хотелось написать небольшую лебедку на берегу. Она необходима, когда появятся береговые льды, припай, лодка сама не сможет пристать к берегу, и ее придется вытаскивать с помощью нехитрого механизма.
Этюд носит этнографический характер: кто на выставке в Москве или Петербурге знал в 1896 году особенности жизни ненцев?[1].

Примечания

Литература

  • Борисов Н. П. Художник вечных льдов. Жизнь и творчество А. А. Борисова. 1866—1934 / Ред. и вступ. статья О. И. Социнского. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 268 с.
  • Яцимирский А. И. Художник Крайнего Севера // Вестник знания. — СПб.: Типография Т-ва «Народная польза», 1903. — № 6.