Малхасянц, Геннадий Гараевич

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Геннадий Малхасянц
Дата рождения 4 марта 1937(1937-03-04)
Место рождения Кисловодск
Дата смерти 3 августа 2008(2008-08-03) (71 год)
Место смерти Москва
Профессия артист балета, балетмейстер, балетный педагог
Награды Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Геннадий Гараевич Малхасянц — советский и российский балетмейстер, артист балета и педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003).

Биография

Геннадий Малхасянц родился 4 марта 1937 года в Кисловодске. С детства он был разносторонним и занимался по классу скрипки и также в танцевальном кружке, пел и даже выступал на радио. Будучи ещё юным он поставил хореографическую сюиту на военную тему. А ещё в школьные годы он начал писать рецензии на выходившие художественные фильмы, что вероятно сформировало в нём желание стать кинорежиссёром. После окончания школы он поехал в Москву поступать во ВГИК[1]. И хотя он показал хорогие результаты на вступительных экзаменах на обучение не был принят из-за возраста, решили что ему нужно поступать на следующий год, на курс А. П. Довженко. Старший брат Пётр уезжал в Пермь и решил забрать Геннадия с собой. Так, почти случайно Геннадий Малхасянц оказался в Пермском хореографическом училище. По классическому танцу занимался у Ю. И. Плахта, по народно-сценическому у К. А. Есауловой[1].

Окончил Пермское хореографическое училище и в 1959—1965 годах работал в Пермском, в 1965—1967 годах — в Воронежском театрах оперы и балета[2].

Первый исполнитель партий: Влюблённый («Болеро», 1961, балетмейстер М. М. Газиев), Пер Гюнт («Пер Гюнт». 1962, балетмейстер Есаулова), Говоруха-отрок («Выстрел»), Чёрный рыцарь («Шахматы», обе 1963), Абдерахман («Раймонда», 1964, все балетмейстера Газиева) — все в Пермском театре.

В 1965 году переходит в Воронежский театр оперы и балета на положение солиста[1].

В 1966 году поставил как хореограф на сцене Воронежского театра балет «Жизель»[3].

В 1971 году попал на преддипломную практику в Свердловский театр оперы и балета, где ему предложили поставить балет «Корсар»[1].

В 1972 году Геннадий Малхасянц окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа (педагог А. В. Шатин) и был назначен главным балетмейстером Воронежского театра оперы и балета[1].

Геннадий Малхасянц поставил ряд авторских балетов, создал собственные версии спектаклей классического наследия и спектаклей советского периода, а также стал автором хореографических сцен и танцев в оперных и драматических постановках во многих городах бывшего СССР и за рубежом. С 1979 по 2008 год Малхасянц преподавал дисциплины «Композиция народно-сценического танца» и «Искусство балетмейстера» на балетмейстерском факультете ГИТИСа, в 1999 г. получил звание профессора, в 2003 г. удостоен звания «Заслуженный деятель искусств России».

Как педагог в 1958-1965 преподавал характерный и дуэтный танец в Пермском хореографическом училище, в 1965-1967 - характерный танец в Воронежском хореографическом училище. В 1978-1985 балетмейстер-педагог Московского хореографического училища, преподавал также характерный танец и актёрское мастерство[4].

Балетные постановки

  • «Жизель», муз. А. Адана (1966). Воронежский театр оперы и балета[1]
  • «Корсар», муз. А. Адана (1971). Свердловский театр оперы и балета.
  • «Антоний и Клеопатра», муз. Э. Лазарева (1972). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Раймонда», муз. А. Глазунова (1972). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Тщетная предосторожность», муз. Л. Герольда (1974). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Память», муз. Р. Щедрина (1974). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Озорные частушки», муз. Р. Щедрина (1974). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Кармен-сюита», муз. Ж. Бизе — Р. Щедрина (1974). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Лауренсия», муз. А. Крейна (1975). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Адам и Ева», муз. А. Петрова (1976). Воронежский театр оперы и балета.
  • «Сотворение мира», муз. А. Петрова (1977). Горьковский театр оперы и балета.
  • «Альбаярек», муз. А. Башир (1986). Багдадская балетная труппа «Аштар балет».
  • «Карнавал игрушек», муз. П. Чайковского (1987). Багдадская школа балета.
  • «Айтуган — дочь Карчи», муз. М. Качкарова (1995). Краснодарский театр классического балета.
  • «Кармен-сюита», муз. Ж. Бизе — Р. Щедрина (1995). Краснодарский театр классического балета.
  • «Эмрах и Сельвихан», муз. Ч. Изыкозлу (2004). Сопостановщик и автор либретто. Стамбульская национальная опера.
  • «Мадам Баттерфляй», опера, муз. Дж. Пуччини (2007). режиссёр-постановщик. Красноярский театр оперы и балета.
  • «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами», муз. Л. Делиба (2008). Красноярский театр оперы и балета

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Ред.-сост. Д. Д. Уразымбетов. Хореографическое искусство и профессиональное образование в Казахстане: традиции, инновации, перспективы : сборник материалов международной научной конференции, посвященной 25-летию факультета хореографии. — Алматы: КазНАИ им. Т. К. Жургенова, 2020. — С. 318.
  2. Геннадий Малхасянц. Дата обращения: 2023-1129.
  3. «Жизель» в Воронеже: как балет прожил полвека на сцене театра. РИА Воронеж (22 января 2016). Дата обращения: 29 ноября 2023.
  4. Редкол.: Е. П. Белова и др. Русский балет : Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 1997. — 631 с. — ISBN 5-85270-099-1.