Малая академия наук «Интеллект будущего»

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего»
Тип общественная организация
Расположение  Россия, Обнинск,
ул. Курчатова, 27/1
Ключевые фигуры Лев Ляшко, Татьяна Ляшко, Анатолий Романов
Отрасль дополнительное образование, наука, молодёжная политика
Сайт new.future4you.ru

Малая академия наук «Интеллект будущего» — общероссийская общественная организация, созданная в 1984 году изначально как Обнинское научное общество учащихся, затем с 1995 года как Межрегиональная детская научная творческая общественная организация (ДНТО) «Интеллект будущего», с 2006 года стала Общероссийской, добавив к названию «Малая академия наук».

МАН «Интеллект будущего» реализует ряд всероссийских образовательных проектов, проводит общероссийские и международные конференции, также занимается издательской деятельностью, обучает педагогов через очные и дистанционные курсы повышения квалификации. Среди проектов академии:

  • Всероссийские конференции: «Юность. Наука. Культура», «Шаги в науку», «Юный исследователь», «Научный потенциал-XXI»
  • Всероссийские дистанционные олимпиады: «Познание и творчество», «Интеллект-Экспресс», «Умный Слон», «Креативность. Интеллект. Талант»
  • Всероссийские интеллектуальные турниры и чемпионаты для школьников: «Познание и творчество», «Рождественский фестиваль-конференция», «Творческий потенциал России», «Созидание и творчество», «Эврика» и др.
  • Педагогический форум «Образование: взгляд в будущее» (Educamp)
  • Педагогические конкурсы и курсы
  • Региональные турниры «Лига любознательных»

Президиум Центрального совета организации расположен в городе Обнинске.

История

В 1984 году Лев Юрьевич Ляшко с командой единомышленников создал Обнинское научное общество учащихся, и с 1986 года начал проводить научные конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» (знак, запатентованный МАН), которые, со временем, стали межрегиональными, а затем и Всероссийскими. В 1995 была основана Межрегиональная детская научная творческая общественная организация (ДНТО) «Интеллект будущего». Помимо конференций, организация стала реализовывать ещё ряд образовательных проектов, таких как конкурсы «Познание и творчество», турниры «Эврика», Фестиваль наук и искусств «Творческий Потенциал России» и др.

В 2006 году устав организации был изменён и она стала Общероссийской, также добавив к своему названию «Малая академия наук» (Что соответствовало замыслу члена Центрального совета, основателя первой в истории СССР МАН, которая находилась в Крыму — И. И. Брагинского).

Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» включена в Федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с Федеральным законом от 28.07.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». (См. письмо Росмолодёжи № АП/1637-07 от 28.06.2011).

В настоящее время[когда?] ОДОО МАН «Интеллект будущего» осуществляет свою деятельность на общегосударственном уровне (имеет отделения в 57 субъектах Российской Федерации), организация реализует Национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России», включающую в себя систему конкурсов, турниров, конференций, фестивалей и форумов. В проектах программы участвуют представители всех 83 регионов России. Программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» и её отдельные проекты неоднократно удостаивались государственных грантов[источник не указан 2161 день].

В 2009/2010 учебном году организация провела 390 Всероссийских заочных конкурса (включая номинации по отдельным предметам и возрастным группам). В течение 2009/2010 учебного года в заочных проектах программы участвовало 89939 человека, в программу вовлечено свыше пяти тысяч учебных заведений России из 1600 городов и сёл.

{{неполный раздел|дата=15 декабря 2018}}

Цели организации

  1. Организация и координация научной, творческой, образовательной и культурной деятельности в интересах творческого, интеллектуального и духовного развития детей и молодёжи, сохранение и развитие потенциала системы российского образования.
  2. Выявление, сопровождение развития интеллектуально-одарённых детей России через Национальную образовательная программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» (комплекс заочных, дистанционных и очных мероприятий и система мер, направленных на создание и развитие творческого и интеллектуального ресурса страны).
  3. Развитие и трансляция идей научно-ориентированного образования школьников в России.
  4. Создание постоянно-действующей системы конференций исследовательских работ для учащихся, студентов и творческих педагогов, в том числе: «Юность. Наука. Культура» (Обнинск), «Юность. Наука. Культура — Сибирь» (Новосибирск), «Юность. Наука. Культура — Север» (Санкт-Петербург), «Юность. Наука. Культура — Урал» (Златоуст), «Юность. Наука. Культура — Юг» (Краснодарский край), «Юность. Наука. Культура — Байкал» (Улан-Удэ).
  5. Разработка и осуществление сетевой формы взаимодействия и коммуникации в дополнительном образовании детей и взрослых.
  6. Поддержка и координация творческих педагогов через систему обучения и повышения квалификации. Организация Экспериментальных площадок МАН «Интеллект будущего» при сотрудничестве с Российской академией образования (РАО).
  7. Публикация результатов опыта, лучших творческих и исследовательских работ учащихся и педагогов.

Официальные лица МАН

Председатель МАН «Интеллект будущего» — Л. Ю. Ляшко, кандидат педагогических наук.

Председатель Попечительского совета МАН «Интеллект будущего» — В. В. Лунин, академик РАН, декан химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Председатель научно-экспертного совета — Н. С. Зефиров, академик РАН, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова.

Члены Президиума Центрального совета МАН «Интеллект будущего»: Ляшко Т. В., Романов А. С., Сергеев Д. В., Синицына О. В., Смирнов В. В., Федоровская Е. О.

Председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии — Смолянский А. С.

Деятельность организации

МАН «Интеллект будущего» реализует ряд всероссийских образовательных проектов, занимается издательской деятельностью, проводит обучение педагогов.

Основные проекты

«Юность. Наука. Культура», «Научный потенциал», «Первые шаги в науку», «Юный исследователь», «Юность. Наука. Космос».

  • Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс» (недоступная ссылка).
  • Конкурсы творческих работ педагогов, форумы, семинары: «Образование: взгляд в будущее», «Образовательный потенциал России», «Педагогическое наследие».
  • Всероссийские турниры, фестивали и форумы: Рождественский Фестиваль-конференция (для учащихся начальной школы), Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России», Российский Лингвистический Турнир «PLASMA», Форум «Созвездие талантов», Турнир «Интеллектуальная инициатива» (социальное проектирование),
  • Летние Турниры и Фестивали: «Эврика!» (для учащихся начальной школы), «Интеллект-XXI век» (для 5-8 классов), «Vivat, эрудиты!» (для 5-8 классов), Международный турнир «Восхождение звезды» (в Болгарии), Российский интеллектуально-творческий Турнир-конференция «Юность, Наука, Культура-Юг» и «Первые шаги в науку — юг», Российский Турнир «фабрика талантов».

Издания МАН «Интеллект будущего»

Сборники лучших исследовательских и творческих работ учащихся:

  1. Обнинский полис. //Сб. творческих работ. М.: Молодая гвардия. 2002;
  2. Обнинский полис. //Сб. творческих работ. Калуга: Золотая аллея. 2004; 2006; 2008; 2009; 2010; 2011.

Журналы:

  1. Научно-образовательный электронный журнал «Академиан»;
  2. Занимательный журнал о русском языке «Емеля»;
  3. Открытый образовательный журнал «Интеллект будущего».

Публикация ежегодного Общероссийский интеллект-рейтинга учащихся: «Ими гордится Россия» 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.

Обучение

  • Очные и дистанционные курсы повышения квалификации педагогов;
  • Всероссийская филологическая школа (Финляндия, Швеция);
  • Всероссийская дистанционная школа исследователей;
  • Дистанционная школа «КОМПЬЮТЕР XXI».

Показатели деятельности

  • На совместном выездном заседании Комитета по науке и наукоемким технологиям и Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, которое состоялось 8 декабря 2008 года в наукограде Обнинске, был признан положительным опыт работы Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего». Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендовано совместно с Российской академией образования на основе опыта деятельности ОДОО "МАН «Интеллект будущего» с участием заинтересованных организаций разработать и реализовать пилотный проект по формированию системы привлечения молодёжи в науку, начиная со школьных лет.(Решение Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 8.12.2008 г. № 15-1 «О совершенствовании законодательной базы кадрового обеспечения российской науки и наукоемкого производства с учетом опыта наукограда Обнинска»[1].
  • В настоящее время теоретико-методологическое сопровождение Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» осуществляет Российская академия образования (договор РАО и МАН «Интеллект будущего» № 117 от 26 февраля 2009 года). В соответствии с договором о совместной деятельности по реализации Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» между Российской академией образования и Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» осуществляется сотрудничество по реализации Пилотного проекта по формированию системы привлечения молодёжи к исследовательской деятельности, к науке, начиная со школьных лет. Ведётся совместная работа по организации Всероссийских конкурсов педагогов, педагогических форумов и семинаров.

В рамках договора Российская академия образования, в частности, осуществляет содействие в разработке концептуальных положений Пилотного проекта по формированию системы привлечения молодёжи в науку. Председатель рабочей научно-исследовательской группы ученых РАО по теоретико-методологическому сопровождению Программы — академик А. А. Никитин, координатор группы — доктор педагогических наук, профессор Л. В. Суходольская-Кулешова.

  • Ежегодно конкурсные проекты МАН «Интеллект будущего» входят в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи» присуждаются премии. Например, по приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2010 г. N 1990 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в 2011 году») в данный перечень включен ряд проектов МАН «Интеллект будущего».
  • Участниками проектов Малой академии наук «Интеллект будущего» являются более 5000 образовательных учреждений России. Ежегодно в реализуемых МАН проектах принимают участие порядка 100 тысяч детей и педагогов из всех субъектов РФ.
  • Общероссийская общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» является моделью искусственно-естественного детско-взрослого субъектного эпистемологического сообщества. МАН «Интеллект будущего» включает сеть первичных детско-взрослых сообществ интеллектуально-одаренных и увлеченных исследовательской деятельностью учащихся, творческих учителей, ученых и реализует систему интеллектуально-творческих конкурсов, конференций, турниров, фестивалей по поиску и поддержке талантливых детей.

Инновационная система выявления, поддержки и развития талантливых детей в интеллектуально-творческой области в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» совпадает с целями и задачами национального проекта «Наша новая школа», который призван создать новую систему непрерывного образования в России, предполагает не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций.

  • МАН «Интеллект будущего» является социальным партнёром Федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи», членом Национального совета молодёжных и детских объединений России, коллективным членом Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь».

Литература

  • Беляева Марина. Большой человек небольшого роста // Город. — 2001. — № 1.
  • Александр Шибанов. Не в собственном соку // Учительская газета. — 2004. — № 45.
  • Гончарова Майя. Путь в науку, или Как сохранить наукоград? // Новая среда +. — 11 февраля 2009 года.
  • Александрова Вера. Малая академия наук «Интеллект будущего»: воспитание гражданина // Учительская газета. — 2007. — № 43.
  • Гришакина Ольга. Эрудиты всей страны, объединяйтесь! // Учительская газета. — 2008. — № 49.
  • Богуславский М., Сумнительный К. Алло, мы ищем таланты // Педагогический вестник. — 2009. — № 3.
  • Журнал «Педагогика толерантности» (2009, № 4) — опубликованы несколько статей о деятельности МАН «Интеллект будущего».
  • Яковлева Наталья. Меч для Клеопатры // Учительская газета. — 2009. — № 39.
  • Бондарев М. В науку со школьной скамьи // Учительская газета. — № 46. — 17 ноября 2009 года.
  • Макушина Л. А. Им можно доверить будущее (педагогический анализ статистических данных) // Исследовательская работа школьников. — 2010. — № 4. — С. 98—109.
  • Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего». «Юность, наука, культура» родом из Обнинска // Учительская газета. — № 2. — 19 января 2010 года. — С. 12.
  • Рахматуллина Татьяна. Вверх по ступеням (недоступная ссылка) // Час Пик. — 26 марта 2010 года.
  • Журнал «Исследовательская работа школьников» (2010, № 4) — специальный выпуск, который был полностью посвящён деятельности МАН «Интеллект будущего».
  • Журнал «Одарённый ребёнок» (2011, № 1) — спецвыпуск о деятельности МАН «Интеллект будущего».
  • Боченков В. Существует ли бозон Хиггса? К профессии ученого нужно готовиться со школьной скамьи // Учительская газета. — № 15. — 13 апреля 2010 года.
  • Сорокин Ю. А., Ляшко Л. Ю., Ляшко Т. В., Федоровская Е. О., Смолянский А. С. Разработка критериев эффективности образовательных технологий на основе программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»// Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников». — 2010. — № 4. — С. 23—40.
  • Федоровская Е. О., Ляшко Л. Ю. Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы для раскрытия личностного потенциала интеллектуально одарённых детей // Одарённый ребёнок. — 2010. — № 1. — С. 19-36.
  • «Юность, наука, культура» // Дополнительное образование и воспитание. — 2010. — № 5 (127). — С. 33—36.
  • Фалеев О. М. Малой академии наук «Интеллект будущего» // Перископ. Калужское морское собрание. Клуб маринистов. Литературный сборник. — 2010. — № 6. — С. 117.
  • Ляшко Л. Ю., Ляшко Т. В. Малая академия наук «Интеллект будущего»: 25 лет пути // Воспитание школьников. — 2011. — № 1. — С. 32—40.
  • «Юность, наука, культура». Всероссийская конференция учащихся // Учительская газета. — № 10 (10351). — 8 марта 2011 года. — С. 23.
  • Масликова Татьяна. Школа победителей // Учительская газета. — 19 сентября 2011 года.

Примечания

  1. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 8.12.2008 г. № 24/1 «О совершенствовании кадрового обеспечения науки и наукоемкого производства с учетом опыта наукограда Российской Федерации г. Обнинска».

Ссылки