Макинтош, Чарльз Ренни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чарльз Ренни Макинтош
англ. Charles Rennie Mackintosh
Основные сведения
Дата рождения 7 июня 1868(1868-06-07)
Место рождения Глазго
Дата смерти 10 декабря 1928(1928-12-10) (60 лет)
Место смерти Лондон
Работы и достижения
Учёба Школа искусств Глазго

Чарльз Ренни Макинтош (англ. Charles Rennie Mackintosh; 7 июня 1868, Глазго — 10 декабря 1928, Лондон) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.

Жизнь и творчество

Родился в Глазго. В 1877—1884 годах учился в Allan Glen´s High School (англ.), а по окончании посещал вечерний курс в Школе искусств в Глазго. Затем учился у архитектора Джона Хатчинсона[англ.] и с 1889 года работал художником-чертёжником в фирме «Хонеман и Кеппи» (англ.) в Глазго. В 1890 году получил специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран. В 1904 году становится совладельцем фирмы «Джон Хонеман и Кеппи». В 1900 году женился на Маргарет Макдональд, также выпускнице Школы искусств в Глазго, с которой он вместе работал. В 1893 году Макинтош создал свой первый самостоятельный архитектурный проект — башню для здания «Глазго Геральд» (известное как «Маяк», англ.).

Работы Макинтоша в целом принадлежат по своей стилистике к модерну. В среде английских художников встретил резкое осуждение работ, а в Европе быстро прославился. В своих архитектурных и дизайнерских проектах использовал метод «изнутри наружу» — и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектировались как единая гармоничная система. Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором. Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.

Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями, который на рубеже XIX—XX столетий был типичен для европейского декоративного искусства. Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».

Важнейшие работы

Хилл-хаус

Литература

  • Tim Barringer. The Pre-Raphaelites. London, 1998.
  • Michel Gibson. Symbolismus. Köln, 2006.
  • Klaus-Jürgen Sembach. Jugendstil. Köln, 2007.
  • Капустина И. Макинтош (1868–1928) / серия «Великие архитекторы», том 27. – М.: Комсомольская правда, Директ-Медиа, 2015.
  • Хаирова В. Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски. – М.: БуксМарт, 2016.

См. также

Примечания

Ссылки