Макинтош, Чарльз Ренни
Чарльз Ренни Макинтош | |
---|---|
англ. Charles Rennie Mackintosh | |
Основные сведения | |
Дата рождения | 7 июня 1868 |
Место рождения | Глазго |
Дата смерти | 10 декабря 1928 (60 лет) |
Место смерти | Лондон |
Работы и достижения | |
Учёба | Школа искусств Глазго |
Чарльз Ренни Макинтош (англ. Charles Rennie Mackintosh; 7 июня 1868, Глазго — 10 декабря 1928, Лондон) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.
Жизнь и творчество
Родился в Глазго. В 1877—1884 годах учился в Allan Glen´s High School (англ.), а по окончании посещал вечерний курс в Школе искусств в Глазго. Затем учился у архитектора Джона Хатчинсона[англ.] и с 1889 года работал художником-чертёжником в фирме «Хонеман и Кеппи» (англ.) в Глазго. В 1890 году получил специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран. В 1904 году становится совладельцем фирмы «Джон Хонеман и Кеппи». В 1900 году женился на Маргарет Макдональд, также выпускнице Школы искусств в Глазго, с которой он вместе работал. В 1893 году Макинтош создал свой первый самостоятельный архитектурный проект — башню для здания «Глазго Геральд» (известное как «Маяк», англ.).
Работы Макинтоша в целом принадлежат по своей стилистике к модерну. В среде английских художников встретил резкое осуждение работ, а в Европе быстро прославился. В своих архитектурных и дизайнерских проектах использовал метод «изнутри наружу» — и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектировались как единая гармоничная система. Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором. Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.
Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями, который на рубеже XIX—XX столетий был типичен для европейского декоративного искусства. Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».
Важнейшие работы
- Здание Школы искусств в Глазго (1897—1909) — главное архитектурное произведение
- Хилл-хаус в Хеленсборо (англ., 1903)
- Чайные комнаты в Глазго (англ., 1897—1911)
Литература
- Tim Barringer. The Pre-Raphaelites. London, 1998.
- Michel Gibson. Symbolismus. Köln, 2006.
- Klaus-Jürgen Sembach. Jugendstil. Köln, 2007.
- Капустина И. Макинтош (1868–1928) / серия «Великие архитекторы», том 27. – М.: Комсомольская правда, Директ-Медиа, 2015.
- Хаирова В. Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски. – М.: БуксМарт, 2016.
См. также
Примечания
Ссылки
- Родившиеся 7 июня
- Родившиеся в 1868 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Глазго
- Умершие 10 декабря
- Умершие в 1928 году
- Умершие в Лондоне
- Архитекторы по алфавиту
- Архитекторы Шотландии
- Художники Шотландии
- Архитекторы модерна
- Участники движения искусств и ремёсел
- Графики Великобритании
- Выпускники Школы искусств Глазго
- Художники модерна