Макарцев, Михаил Константинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Константинович Макарцев
февраль 1983 года — февраль 1992 года
Предшественник Алексей Михайлович Крюков
Преемник должность упразднена;
Григорий Йосифович Когатко
(как командуюющий Железнодорожными войсками Российской Федерации)

Дата рождения 4 февраля 1927(1927-02-04)
Место рождения Елец, Орловская губерния, РСФСР, СССР
Дата смерти 14 марта 2024(2024-03-14) (97 лет)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Место погребения Троекуровское кладбище
Образование Елецкий техникум железнодорожного транспорта
Военное училище военных сообщений
Военная академия тыла и транспорта
Награды
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За укрепление боевого содружества» (СССР)
Медаль «За безупречную службу» 1-й степени Медаль «За безупречную службу» 2-й степени Медаль «За безупречную службу» 3-й степени
Знак СССР «Почётному железнодорожнику» Знак СССР «Почётному железнодорожнику»

Других государств:

Медаль «40 лет освобождения ЧССР»
Медаль «За укрепление братства по оружию» (Болгария)
Памятная медаль «30 лет Революционным вооружённым силам» (Куба)
Военная служба
Годы службы 19481992
Принадлежность  СССР Россия
Род войск Железнодорожные войска
Звание Генерал-полковник
генерал-полковник
Командовал 29-я железнодорожная бригада
4-й железнодорожный корпус
Железнодорожные войска ВС СССР

Михаил Константинович Макарцев (4 февраля 1927 года, Елец14 марта 2024, Москва[1]) — советский и российский военный деятель, начальник Железнодорожных войск ВС СССР (1983——1992), Герой Социалистического Труда (1984). Генерал-полковник (1983).

Биография

Сын рабочего, впоследствии погибшего на фронте в Великую Отечественную войну. После окончания восьмилетней школы поступил в Елецкий путейско-строительный техникум, который окончил с отличием в 1946 году и до 1948 года работал в проектной конторе управления Московско-Донбасской железной дороги, затем в Елецкой дистанции зданий и сооружений[2].

В апреле 1948 года был призван в Советскую армию и служил рядовым железнодорожного батальона в Азербайджанской ССР. После срочной службы остался служить в Вооружённых Силах.

После окончания военного училища командовал взводом, участвовавшего в строительстве Сочинского вокзала, затем подразделения под его командование строили железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта на Куйбышевской железной дороге.

С окончанием в 1958 году Военной академии тыла и транспорта служил на должностях командира роты, заместителя командира мостового батальона по политической части и командира железнодорожного батальона. Принимал участие в строительстве Западно-Карельской магистрали, железнодорожных линий в Прибалтике и Белоруссии, в прокладке магистрали Тюмень — Сургут[3].

Первой наградой орденом Ленина был награждён за освоение новой техники и технологии при строительстве моста в должности командира батальона, который впервые освоил сооружение высоких железобетонных опор на 24-метровых сваях-оболочках, а также осуществил укладку бетона под водой[4].

Затем служил на должностях заместителя командира и командира 29-й железнодорожной бригады (Вильнюс), с 1972 года — заместителя командира и командира 4-го железнодорожного корпуса (Свердловск. С 1976 года был начальником штаба Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.

Строительство Байкало-Амурской магистрали началось в 1974 году с началом строительства линии БАМ — Тында, которую строили под его руководством. Нужно было выполнить более 6 миллионов кубометров земляных работ, уложить 180 километров железнодорожного пути, построить около 170 искусственных сооружений, много станций и разъездов[5].

С февраля 1983 по февраль 1992 года служил на должности начальника Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.

28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В. П. Мирошниченко Байкало-Амурской магистрали состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1470-километровой трассе Тында — Комсомольск-на-Амуре. Это событие произошло на полтора года раньше намеченного по плану срока. Начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М. К. Макарцев доложил заместителю Министра обороны СССР — начальнику Тыла Вооружённых Сил СССР Маршалу Советского Союза С. К. Куркоткину о готовности Восточного участка БАМа пропустить первый поезд[6].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем её протяжении и проявленный при этом героизм генерал-полковнику Михаилу Константиновичу Макарцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В феврале 1992 года уволен с военной службы по достижении предельного возраста. Жил и скончался в Москве.

Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы[7].

Награды

Иностранные медали
Почётные звания

Высшие воинские звания

Сочинения

  • Макарцев М. К. Восточный фланг БАМа. — М.: Лика, 2012. — 182 с. — ISBN 978-5-98020-116-6.
  • Макарцев М. К. Совершенствование организации железнодорожных войск в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. — 1985. — № 9. — С.80-85.

Память

  • В 1995 году в Санкт-Петербурге установлен бюст М. К. Макарцева.
  • На здании Сочинского вокзала, в возведении которого он принимал участие, установлена памятная табличка в его честь.

Примечания

  1. Некролог. // Красная звезда. — 2024. — 18 марта.
  2. Демин Р. Железная дорога Михаила Макарцева. // Липецкая газета. – 2022. – 18 марта (№ 32—33). – С. 4.
  3. Антич Ю. Командир большого и малого БАМа. Михаил Макарцев всю профессиональную жизнь посвятил Железнодорожным войскам. // Гудок. — 2022. — 4 февраля.
  4. «Трасса сложная, труднодоступная с тысячами барьерных мест» / Интервью М. К. Макарцева; беседовал Е. Жирнов. // «Коммерсантъ-Власть». — 2014. — № 21. — С. 63—65.
  5. Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России: 150 лет на службе Отечеству. — М., 2001. — С. 53.
  6. Комаров А. Звёздный час генерала. // Гудок. — 2012. — 3 февраля.
  7. Информация на сайте «Военно-мемориальной компании».

Литература

  • Герои Липецкой земли. – Воронеж, 1989. – С. 120—121.
  • БАМ: история и современность / автор-составитель Белозеров А. И. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2019. — 278 с. — ISBN 978-5-00148-050-1. — С. 68—71.
  • Комаров А. Дело его жизни. // Красная звезда. – 2012. – 4 февраля.
  • Комаров А. Легенда стальных магистралей. // Гудок. – 2017. – 31 января. – С. 6.

Ссылки