Макарцев, Михаил Константинович
Михаил Константинович Макарцев | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
февраль 1983 года — февраль 1992 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник | Алексей Михайлович Крюков | |||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | должность упразднена; Григорий Йосифович Когатко (как командуюющий Железнодорожными войсками Российской Федерации) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | 4 февраля 1927 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Место рождения | Елец, Орловская губерния, РСФСР, СССР | |||||||||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | 14 марта 2024 (97 лет) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Место смерти | Москва, Российская Федерация | |||||||||||||||||||||||||||||||
Место погребения | Троекуровское кладбище | |||||||||||||||||||||||||||||||
Образование |
Елецкий техникум железнодорожного транспорта Военное училище военных сообщений Военная академия тыла и транспорта |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Награды |
Других государств: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Военная служба | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы службы | 1948 — 1992 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Принадлежность | СССР → Россия | |||||||||||||||||||||||||||||||
Род войск | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Звание |
генерал-полковник |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Командовал |
29-я железнодорожная бригада 4-й железнодорожный корпус Железнодорожные войска ВС СССР |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил Константинович Макарцев (4 февраля 1927 года, Елец — 14 марта 2024, Москва[1]) — советский и российский военный деятель, начальник Железнодорожных войск ВС СССР (1983——1992), Герой Социалистического Труда (1984). Генерал-полковник (1983).
Биография
Сын рабочего, впоследствии погибшего на фронте в Великую Отечественную войну. После окончания восьмилетней школы поступил в Елецкий путейско-строительный техникум, который окончил с отличием в 1946 году и до 1948 года работал в проектной конторе управления Московско-Донбасской железной дороги, затем в Елецкой дистанции зданий и сооружений[2].
В апреле 1948 года был призван в Советскую армию и служил рядовым железнодорожного батальона в Азербайджанской ССР. После срочной службы остался служить в Вооружённых Силах.
После окончания военного училища командовал взводом, участвовавшего в строительстве Сочинского вокзала, затем подразделения под его командование строили железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта на Куйбышевской железной дороге.
С окончанием в 1958 году Военной академии тыла и транспорта служил на должностях командира роты, заместителя командира мостового батальона по политической части и командира железнодорожного батальона. Принимал участие в строительстве Западно-Карельской магистрали, железнодорожных линий в Прибалтике и Белоруссии, в прокладке магистрали Тюмень — Сургут[3].
Первой наградой орденом Ленина был награждён за освоение новой техники и технологии при строительстве моста в должности командира батальона, который впервые освоил сооружение высоких железобетонных опор на 24-метровых сваях-оболочках, а также осуществил укладку бетона под водой[4].
Затем служил на должностях заместителя командира и командира 29-й железнодорожной бригады (Вильнюс), с 1972 года — заместителя командира и командира 4-го железнодорожного корпуса (Свердловск. С 1976 года был начальником штаба Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.
Строительство Байкало-Амурской магистрали началось в 1974 году с началом строительства линии БАМ — Тында, которую строили под его руководством. Нужно было выполнить более 6 миллионов кубометров земляных работ, уложить 180 километров железнодорожного пути, построить около 170 искусственных сооружений, много станций и разъездов[5].
С февраля 1983 по февраль 1992 года служил на должности начальника Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.
28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В. П. Мирошниченко Байкало-Амурской магистрали состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1470-километровой трассе Тында — Комсомольск-на-Амуре. Это событие произошло на полтора года раньше намеченного по плану срока. Начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М. К. Макарцев доложил заместителю Министра обороны СССР — начальнику Тыла Вооружённых Сил СССР Маршалу Советского Союза С. К. Куркоткину о готовности Восточного участка БАМа пропустить первый поезд[6].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем её протяжении и проявленный при этом героизм генерал-полковнику Михаилу Константиновичу Макарцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В феврале 1992 года уволен с военной службы по достижении предельного возраста. Жил и скончался в Москве.
Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы[7].
Награды
- Два ордена Ленина (1964, 1984);
- Орден Трудового Красного Знамени (1980);
- Ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степеней;
- Медали;
- Иностранные медали
- Медаль «60 лет Монгольской Народной Революции» (МНР, 1981)
- Медаль «60 лет Вооружённым силам МНР» (МНР, 29.12.1981)
- Медаль «30-я годовщина Революционных Вооружённых сил Кубы» (Куба, 24.11.1986)
- Медаль «За укрепление дружбы по оружию» в золоте (ЧССР, 6.04.1989)
- Медаль «40 лет освобождения Чехословакии Советской Армией» (ЧССР, 11.03.1985)
- Медаль «Братство по оружию» (Польша)
- Медаль «За укрепление братства по оружию» (Болгария, 16.05.1985)
- Медаль «40 лет Победы над гитлеровским фашизмом» (Болгария, 16.05.1985)
- Почётные звания
- Заслуженный строитель Литовской ССР (1966)
- Почётный железнодорожник (1985)
- Почётный транспортный строитель (1983)
Высшие воинские звания
- генерал-майор технических войск (4.11.1973)
- генерал-лейтенант технических войск (30.10.1978)
- генерал-полковник технических войск (3.11.1983)
- генерал-полковник (26.04.1984)
Сочинения
- Макарцев М. К. Восточный фланг БАМа. — М.: Лика, 2012. — 182 с. — ISBN 978-5-98020-116-6.
- Макарцев М. К. Совершенствование организации железнодорожных войск в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. — 1985. — № 9. — С.80-85.
Память
- В 1995 году в Санкт-Петербурге установлен бюст М. К. Макарцева.
- На здании Сочинского вокзала, в возведении которого он принимал участие, установлена памятная табличка в его честь.
Примечания
- ↑ Некролог. // Красная звезда. — 2024. — 18 марта.
- ↑ Демин Р. Железная дорога Михаила Макарцева. // Липецкая газета. – 2022. – 18 марта (№ 32—33). – С. 4.
- ↑ Антич Ю. Командир большого и малого БАМа. Михаил Макарцев всю профессиональную жизнь посвятил Железнодорожным войскам. // Гудок. — 2022. — 4 февраля.
- ↑ «Трасса сложная, труднодоступная с тысячами барьерных мест» / Интервью М. К. Макарцева; беседовал Е. Жирнов. // «Коммерсантъ-Власть». — 2014. — № 21. — С. 63—65.
- ↑ Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России: 150 лет на службе Отечеству. — М., 2001. — С. 53.
- ↑ Комаров А. Звёздный час генерала. // Гудок. — 2012. — 3 февраля.
- ↑ Информация на сайте «Военно-мемориальной компании».
Литература
- Герои Липецкой земли. – Воронеж, 1989. – С. 120—121.
- БАМ: история и современность / автор-составитель Белозеров А. И. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2019. — 278 с. — ISBN 978-5-00148-050-1. — С. 68—71.
- Комаров А. Дело его жизни. // Красная звезда. – 2012. – 4 февраля.
- Комаров А. Легенда стальных магистралей. // Гудок. – 2017. – 31 января. – С. 6.
Ссылки
- Родившиеся 4 февраля
- Родившиеся в 1927 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Ельце
- Умершие 14 марта
- Умершие в 2024 году
- Умершие в Москве
- Герои Социалистического Труда по алфавиту
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени
- Кавалеры ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
- Награждённые медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Награждённые медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «В память 850-летия Москвы»
- Награждённые медалью «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
- Награждённые медалью «За укрепление боевого содружества»
- Награждённые медалью «За освоение целинных земель»
- Награждённые медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
- Награждённые медалью «40 лет Вооружённых Сил СССР»
- Награждённые медалью «50 лет Вооружённых Сил СССР»
- Награждённые медалью «60 лет Вооружённых Сил СССР»
- Награждённые медалью «70 лет Вооружённых Сил СССР»
- Награждённые медалью «За безупречную службу» 1-й степени
- Награждённые медалью «За безупречную службу» 2-й степени
- Награждённые медалью «За безупречную службу» 3-й степени
- Почётные железнодорожники
- Награждённые чехословацкой медалью «За укрепление дружбы по оружию»
- Награждённые медалью «40 лет освобождения ЧССР»
- Награждённые медалью «60 лет Монгольской Народной Революции»
- Награждённые медалью «60 лет Монгольской Народной Армии»
- Награждённые польской медалью «Братство по оружию»
- Награждённые болгарской медалью «За укрепление братства по оружию»
- Генерал-полковники (СССР)
- Выпускники Военной академии материально-технического обеспечения
- Члены КПСС
- Делегаты XXVII съезда КПСС
- Железнодорожники СССР