Макарий III (патриарх Антиохийский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Макарий и фамилией Заим.
Патриарх Макарий III
Патриарх Макарий IIIПатриарх Макарий Антиохийский. Миниатюра XVII века
Патриарх Великого Божия града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока
Митрополит Верийский

Имя при рождении Юсеф Юханна Мелетий Макарий Заим
Рождение 1600-е

Патриа́рх Мака́рий III (в миру Юсеф Юханна Мелетий Макарий Заим; ок. 1600, Алеппо12 июня 1672, Дамаск) — епископ Антиохийской православной церкви; патриарх Антиохийский (1648—1667; по другим данным, 1647—1672).

Биография

Сын православного священника по имени Павел, араба из Алеппо (Халеб) в Сирии, во время крещения был назван Мелетием. Женился и в супружестве имел детей. После смерти жены был рукоположён в священники, а затем был возведён в сан митрополита Верии. Возведён в сан патриарха в 1648 году, под именем Макария III. Родным сыном у Макария был Павел Алеппский, который был архидиаконом при своем отце и сопровождал его в поездках.

Дважды посетил Россию. В первое своё путешествие был вместе с сыном Павлом в 1654-56 годах; участвовал в Московском соборе 1655 году и в Московском соборе 1656 году[1]. Это путешествие подробно описано Павлом Алепским в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву». Покинул Москву с богатыми дарами в конце мая 1656 года[2].

Во второй раз в 1666 принял участие в Большом Московском соборе 1666—1667 годах, осудившим и низложившим патриарха Никона, куда был специально приглашен для суда над Никоном. В ходе Собора выступил против Никона, собор изверг Никона из священства, за канонические преступления: по решению собора, Никон стал простым монахом.

Патриарх Макарий явился одним из главных идеологов и участников церковных реформ середины XVII века в Московской церкви. В 1655-56 годах он проклял двоеперстие; анафема была принята поместным собором Русской церкви. В 1667 анафема против двоеперстия и против древних русских чинов была повторена Макарием на Большом Московском соборе. Согласно изложению в Православной энциклопедии, «Вместе с Александрийским Патриархом Паисием и др. вост. иерархами Патриарх Макарий содействовал устранению канонических нарушений, связанных со статусом Патриарха, к-рые существовали в практике Русской Церкви; участвовал в выработке принципов взаимоотношений между светской и духовной властью.»[3]

Макарию Антиохийскому, вместе с также участвующим в работе Собора Паисием, патриархом Александрийским, удалось навязать чрезвычайно жёсткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви.

Предпринимал Макарий III эти путешествия с целью сбора средства для покрытия долгов антиохийской церкви, положение которой было в момент принятия управления Макарием очень бедственное.

Во время путешествия в 1654—1656 из Дамаска (через Анатолию, Стамбул и Констанцу) в Москву дважды побывал на территории нынешней Украины. Посетил Умань, Киев, Прилуки, Смелу, Чигирин и другие города. В июне 1654 встречался с гетманом Богданом Хмельницким.

Макарий, как и некоторые прочие антиохийские патриархи XVI—XVII веков, был в приязненных отношениях с Римским папою: в 1662 году он отправил признание своего тайного подчинения Риму, а в следующем, в 1663 году публично приветствовал папу как своего святого отца на обеде во французском консульстве Дамаска.[4]

Макарий — автор 15 сочинений.

Примечания

Литература

Ссылки