Макарий Пеликитский

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Преподобный
Макарий Пеликитский
Рождение не позже 776 года
Почитается Русская православная церковь
В лике преподобный
День памяти 14 апреля, 31 августа

Преподобный Мака́рий (род. между 754 и 776 — ум. между 835 и 840) — святой Русской православной церкви, игумен Пеликитской обители. Один из духовных лидеров православных в противостоянии с иконоборцами во время 2-го периода иконоборчества. Единомышленник, друг и адресат писем преподобного Феодора Студита.

Житие

Макарий (в миру Христофор) происходил из знатного константинопольского рода и, рано осиротев, воспитывался в доме дяди. В Житии нет указаний на дату рождения Макария. Исходя из того, что он был рукоположен во иерея патриархом Константинопольским Тарасием (784—806) и ему должно было быть не менее 30 лет (канонический возраст рукоположения), он родился не позже 776 года[1].

Получил хорошее образование, выказав исключительные способности как к светским, так и к церковным наукам. Родственники прочили ему высокую государственную должность и убеждали вступить в брак, однако юношу не прельщали мирские блага. Поделившись с неким иереем своим намерением посвятить жизнь Богу, Христофор услышал о Пелекитском монастыре, куда вскоре отправился для принятия пострига. Он усердно приобщался к монашескому образу жизни, строго соблюдал предписания игумена, от которого получил послушание трудиться в монастырском скриптории, и только через некоторое время был пострижен в обители с именем Макарий.

Макарий непрестанно пребывал в покаянных помыслах. Заметив его добродетели, настоятель сделал его сначала канонархом, а затем экономом монастыря. Но многочисленные хозяйственные обязанности не ослабили ревностного аскетического подвига Макария, который стяжал дар исцеления и изгнания бесов. Молва о нём широко распространилась и вскоре дошла до патриарха Константинопольского Тарасия, который пригласил Макария к себе для духовной беседы, после чего благословил его стать игуменом монастыря, возведя в священнический сан.

В Житии Макария сохранилось подробное описание 14 чудес, совершённых подвижником при жизни и после смерти, среди которых преобладают чудеса исцеления. За помощью к нему обращались как знатные вельможи, так и бедные люди. Среди чудес Макария есть чудо о спасении от смерти осуждённого на казнь павликианина, который единственный из своих единомышленников раскаялся в ереси.

Во время нового гонения на почитателей икон при императоре Льве V Макарий проявил себя как стойкий приверженец Православия и бесстрашный обличитель еретиков. По приказу императора Макарий был заключён в темницу, где не поддался на обещание богатств и почестей взамен отречения от поклонения иконам. Там же в споре с иконоборческим богословом Иоанном Грамматиком (будущим патриархом Константинопольским) Макарий подтвердил свое непреклонное следование иконопочитанию, после чего был отправлен в изгнание. После убийства Льва V Макарий был освобождён. Он основал монастырь на берегу Мраморного моря вместе с сосланным туда бывшим патриархом Константинопольским Никифором. Макарий разделял позицию патриарха, что клирики, примкнувшие к ереси иконоборчества, даже после покаяния не могут быть восстановлены в сане. В Житии рассказывается, что после того как некий священник, извергнутый из сана, принёс покаяние и вновь стал служить литургию, в приобщавшихся от него вселялись бесы.

При императоре Феофиле Макарий вновь был арестован и принуждён к полемике с эпархом-иконоборцем, которая подробно приведена в Житии. Суть беседы заключалась не в попытке переубедить Макария, а в том, чтобы иконопочитатели не пренебрегали литургическим общением с иконоборцами. При Феофиле Макарий был сослан на остров Афусия, где он восстановил полуразрушенный храм при помощи местных жителей.

В конце жизни изнуряемый болезнью Макарий предчувствовал, что скоро придёт его час предстать перед Богом. Он сам выбрал место своего погребения на Афусии и поручил двоим ученикам изготовить для него усыпальницу. Как только гроб был готов, Макарий мирно скончался.

Посмертные чудеса преподобного в основном связаны с избавлением от демонов людей, оказавшихся на Афусии и приведенных к его гробнице, в одном чуде подвижник обличает распутную женщину.

Сохранились несколько писем Феодора Студита, адресованных игуменам Пелекитским, избранным после ареста Макария. В письмах есть указания на то, что Феодор не одобрял возвращения сосланных монахов в свои обители до полного торжества Православия, чтобы они не оказались замешанными в литургическом общении с еретиками. Макарию адресованы пять писем пФеодора Студита, все они написаны в 816—818 годах во время возобновления гонений императора Льва V, и их содержание указывает на искреннюю дружбу двух подвижников.

Агиография

Житие Макария написано игуменом Саввой, учеником и преемником Макария в качестве настоятеля основанной им обители на острове Афусия (ныне Авша). Греческий текст жития опубликован ван ден Гейном[2] и переведён на русский язык[3].

Почитание и память

Память совершается 1/14 апреля, 18/31 августа.

Гимнография

В современных греческих и руссских богослужебных книгах службы Макарию нет, однако по рукописям известны песнопения Макарию: канон, составленный Феофаном Начертанным; канон, посвящённый Макарию и мученикам Флору и Лавру (их память совершается 19 августа), с именем автора — Георгия, епископа Никомидийского; седален[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Православная энциклопедия, 2016.
  2. S. Macarii monasterii Pelecetes hegumeni, Acta Graeca / Ed. J. Van den Gheyn // AnBoll. — 1897. — Vol. 16. — P. 142—163.
  3. Жития византийских святых эпохи иконоборчества / Предисл., пер., коммент. Т. Сениной. — Т. 1. — СПб.: Алетейя, 2015. — С. 392—424. — ISBN 978-5-906792-42-6. — (Seria Byzantina).

Литература

  • Афиногенова О. Н. Макарий // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. XLII : «Львовский собор — Максим, блаженный, Московский». — С. 402—403. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-047-9.
  • Макарий, игумен Пеликитский, преподобный, исповедник (около 760 — после 835) / Предисл., пер., коммент. Т. Сениной // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. — Т. 1. — СПб.: Алетейя, 2015. — С. 392—424. — ISBN 978-5-906792-42-6. — (Seria Byzantina).
  • Senina T. A. Concerning the Dates of St. Makarios of Pelekete’s Life and the Dating of this Vita // Scrinium. — 2014. — Vol. 10. — P. 245—250.