Мадхубани (искусство)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Мадхубани — жанр изобразительного искусства, распространённый в регионе Митхила на севере индийского штата Бихар. Традиционно в стиле мадхубани рисовали женщины. Чаще всего изображаются религиозные сюжеты, связанные с божествами вишнуитского круга[1][2].

Возникновение

Точное происхождение стиля мадхубани неизвестно. Согласно легенде, стиль был придуман в XVIII или XVII веке до нашей эры по просьбе царя Джанака, правителя государства Митхила. Он хотел запечатлеть свадьбу своей дочери Ситы с Рамой[1].

Сюжеты

Изначальными сюжетами искусства мадхубани были изображения жениха и невесты, символов плодородия, любви и процветания. Кроме того, на картинах изображали местную природу: лотосы, бамбук, попугаев. Во второй половине XX века сюжеты изменились и в основном в росписи мадхубани стали преобладать религиозные мотивы[1][2].

Современность

Первым из европейцев открыл для себя стиль мадхубани британский чиновник Уильям Арчер. В 1934 году он отправился в округ Мадхубани, чтобы помочь справиться с последствиями землетрясения. На одной из стен дома Ачер увидел необычное изображение, о чём написал статью, опубликованную лишь в 1949 году. Статья вызвала интерес к новому стилю и 1955 году индийский исследователь и дизайнер Упендра Махаратхи организовал в Музее народного искусства в Патне выставку мадхубани. Начавшийся после неё рост популярности искусства привёл к его десакрализации и превращению стиля в коммерческий продукт[2].

Сейчас в стиле мадхубани не только расписывают стены, но и делают дизайнерскую одежду, а также канцелярские товары[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Chandra Shamsher Bahadur Singh. Madhubani Paintings: People’s Living Cultural Heritage (англ.). World History Encyclopedia (23 марта 2020).
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Воздиган Ксения Михайловна. Народное искусство мадхубани и малая традиция индуизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. — 2012. — Вып. 3.