Мадонна с Младенцем на троне, святые Франциск и Винсент Феррер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андреос Рицос
(Андреа Рицо да Кандиа) (?)
Мадонна с Младенцем на троне, святые Франциск и Винсент Феррер. Вторая половина XV века
итал. Madonna con Bambino in trono
Дерево, Темпера. 180 × 169,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-6680

«Мадонна с Младенцем на троне, святые Франциск и Винсент Феррер» (итал. Madonna con Bambino in trono) — картина, приписываемая кисти греко-венецианского художника Андреоса Рицоса (итальянизированное имя Андреа Рицо да Кандиа) из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина написана темперой на деревянном щите, собранном из двух вертикально ориентированных кипарисовых досок и имеет размеры 180 × 169,5 см. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, инвентарный № ГЭ-6663[1].

На картине в центре на золотом фоне изображена Богоматерь с младенцем-Христом на руках, сидящая на троне, украшенном изображениями лилий. На её голове корона, придерживаемая двумя ангелами. Над головой Мадонны имеется полустёртая греческая надпись: ΜΡ ΘV (Μαρία Θεοτόκου — Матерь Божья). Слева от Марии стоит св. Франциск Ассизский с жезлом-распятием в левой руке, справа — св. Винсент Феррер, держащий в руках раскрытую книгу с надписью на латинском языке из Откровения Иоанна Богослова (14: 7): Timet / edeus / tdat / elilicho / nores / guia / venit / horam / dicii / eius (Убойтесь Бога и воздайте ему славу, ибо наступил час Его). Возле головы Винсента Феррера помещена мандорла с изображением сидящего Иисуса Христа, он указывает на неё пальцем. На подоле рясы св. Франциска реставрационная заклейка неправильной трапециевидной формы. Справа на ступенях трона кем-то из прежних владельцев процарапано изображение парусника. Н. П. Лихачёв отмечает, что нимб младенца исполнен позднее нимба Богоматери, а на её короне заметны следы новой прорисовки[2].

Подобный иконографический тип, Мадонна с Младенцем в окружении святых, классифицируется как «Святое Собеседование»; этот тип оформился лишь в первой половине XV века, причём количество изображений святых варьируется: «изображение давалось вне реальной ситуации, без конкретной мотивировки, как нечто вневременное, вечное. Центральная фигура <…> могла быть выделена в размерах, что подчёркивало её главенство и значительность; боковые <…> — как равноценные»[3].

Картина обрамлена в современную ей резную трёхарочную раму. Под рамой возле головы Мадонны находятся отдельные мазки краски, интерпретируемые как подбор художником палитры и проба колористических сочетаний[4]. В нижней части рамы в круге расположен частично повреждённый герб заказчика картины Маттео да Медиа с мотивом «беличьего меха» в сохранившемся фрагменте, в двух кругах по бокам герба сокращённо вписано его имя: MTTV / DMO[3].

Ранняя история картины неизвестна. В начале XX века она находилась в собрании Н. П. Лихачёва. В 1913 году вся коллекция Лихачёва была выкуплена императором Николаем II для Русского музея. В 1923 году картина была передана в Эрмитаж. В описи собрания Лихачёва картина числилась как работа художника крито-венецианской школы XIV в. и была вписана под названием «Божья матерь с двумя святыми. Венеция XIV в.» и была приписана мастерской Стефано или Лоренцо Венециано[5]. Лихачёв в своей работе об итало-греческой иконописи следующим образом аргументировал свою позицию о принадлежности картины именно крито-венецианской школе: «…произведения итало-греческой иконописи <…> характеризуются (не все, конечно, но большая часть) техникой, особенно заметной в изображениях Божьей Матери. Техника эта касается вырисовки ликов, так называемого „верхнего вохрения“, вырисовки одинаково чуждой как византийской, так и русской иконописи, так и итальянской живописи… Дело в том, что на итало-критских иконах верхний слой краски кладётся не мазками, и не жидкой плавью, а тончайшими параллельными чёрточками густой краски» [6]. Там же Лихачёв отмечает, что «этот большой образ исполнен <…> наверное в Венеции и в мастерской, в которой рисовали католических святых <…> по всем правилам современной итальянской живописи»[7].

Сначала Лихачёв прочитал имя заказчика как Маттео да Мазо (так он его назвал в описи своей коллекции), затем уточнил — Матвей де-Медио или Матео Медзо — он происходил из знатного венецианского рода[6]. Впоследствии было установлено что он родился на Крите и умер в Кандии в 1510 году[5].

Установление имени автора и датировка картины заняли значительно больше времени. Вплоть до начала 1950-х годов картину относили к эпохе треченто. Кроме того, некоторые учёные отвергали её принадлежность к критской школе, считая работу исключительно венецианской и высказывая гипотезу, что её могли написать в мастерской Катарино и Донато Венециано в 1380-х годах[8]. Подобная ошибочная датировка была связана с тем, что еще в собрании Лихачёва святой справа был идентифицирован как св. Доминик[6]. С этим именем святой был описан в эрмитажном каталоге 1958 года, там же автором картины был назван Якобелло ди Бономо[итал.]. В каталоге 1976 года святой был определён как Винсент Феррер, канонизированный лишь в 1455 году, но автором картины был обозначен неизвестный венецианский художник второй половины XIV века[9]. В каталоге 1992 года автором записан неизвестный венецианский художник первой половины XV века — эта датировка представлялась более обоснованной: поскольку Винсент Феррер скончался в 1419 году, то его изображение с атрибутами святого до его канонизации возможно — подобные случаи в живописи встречаются, хоть и крайне редко — но вряд ли это могло быть при его жизни[10]. Также как работа неизвестного венецианского художника первой половины XV века картина демонстрировалась в 1989 году на выставке «Итальянская живопись XIII—XV веков» [3].

Впервые имя Андреоса Рицоса (Андреа Рицо да Кандиа) как возможного автора картины было названо в 1972 году: из греков он «наиболее францисканский художник» [5]. В 1986 году был произведён сравнительный анализ эрмитажной доски с другой предполагаемой работой Рицоса из музея Бенаки в Афинах (117 × 52 см; инв № ΓΕ 21783)[11]. На картине из Афин почти полностью повторена центральная часть работы из Эрмитажа, включая трон. Было установлено, что на картине из афинского музея «итальянские элементы в решении фигур, моделировки инкарната, пластической разработке тканей <…> заставляют полагать, что критский мастер выполнил эту работу для одной из католических церквей на острове во второй половине XV в.»[9].

Ещё раньше, в 1933 году, имя Рицоса было связано с иконой из собрания музея Коррер в Венеции, которая в значительной степени совпадает с центральной фигурой Мадонны из Эрмитажа. Она в музее датируется периодом 1400—1410 годов и числится работой критско-венецианского художника (дерево, темпера; 61 × 48 см; инв. № Cl. I n. 1892)[12].

Другая близкая работа в 1920-х годах находилась в коллекции Й. Ф. Виллумсена в Копенгагене и там датировалась 1325 годом[13]. И, наконец, подобная композиция в ноябре 1991 года была выставлена на торги в аукционном доме «Сотбис». Высказывалось мнение, что икона из музея Коррер является повторением эрмитажной картины, а икона из собрания Виллумсена является вторичной уже по отношению к работе из музея Коррер[3]. Однако в Эрмитаже считают наоборот, что произведения из музея Коррер и из собрания Виллумсена «предваряют, а не повторяют» центральную фигуру эрмитажной доски[14].

Основываясь на этих данных, Т. К. Кустодиева отмечает стабильность иконографии подобного изображения Мадонны, а также на то, что иконы этого типа приписываются мастерской Андреаса Рицоса, либо его сыну Николаю, который также был иконописцем. Кроме того, Кустодиева говорит что поскольку заказчиком работы «был венецианец, в иконе совмещены две тенденции — „греческая“ (Мария с Иисусом) и „латинская“ (фигуры святых; трон готической формы)» [9]. На подписной работе Рицоса «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» из монастыря Иоанна Богослова на Патмосе воспроизведён точно такой же трон, только его украшает не 6 лилий, а 8.

Начиная с каталога 2011 года картина в Эрмитаже атрибутируется Андреа Рицо да Кандиа со знаком вопроса и датируется 2-й половиной XV века[15].

Примечания

  1. Государственный Эрмитаж. — Рицо да Кандиа, Андреа (?). Мадонна с Младенцем на троне, святые Франциск и Винсент Феррер.. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 16 ноября 2021 года.
  2. Лихачёв, 1911, с. 27.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Выставка, 1989, с. 90.
  4. Фомичёва, 1992, с. 366.
  5. 5,0 5,1 5,2 Кустодиева, 2011, с. 332.
  6. 6,0 6,1 6,2 Лихачёв, 1911, с. 30.
  7. Лихачёв, 1911, с. 30—31.
  8. Лазарев, 1954, с. 313—314.
  9. 9,0 9,1 9,2 Кустодиева, 2011, с. 334.
  10. Фомичёва, 1992, с. 366—367.
  11. Benaki Museum. — Virgin and Child. Icon in the Italo-Cretan style.. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  12. Fondazione Musei Civici di Venezia. — Pittore cretese-veneziano. Madonna con Bambino in trono e angeli reggicorona.. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  13. Willumsen J. La jeunesse du peintre el Greco. Essai sur la transformacion de l’artiste bysantin en peintre europeen. — Paris, 1927. — Vol. 1. — P. 75.. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  14. Выставка, 1989, с. 92.
  15. Кустодиева, 2011, с. 332, 334.

Литература

  • Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XIII—XV веков. Каталог выставки. — Л., 1989. — 143 с.
  • Кустодиева Т. К. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XIII—XVI веков: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 448 с. — ISBN 978-5-93572-397-2.
  • Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческой живописи и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон / Издание Императорского русского археологического общества. — СПб.: Типография М. А. Александрова, 1911. — 224, 51, VIII с.
  • Лазарев В. Н. Маэстро Паоло и современная ему венецианская живопись // Ежегодник института истории искусств. — М., 1954.
  • Фомичёва Т. Д. Венецианская живопись XIV—XVIII веков. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1992. — 407 с.