Магарил, Евгения Марковна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгения Марковна Магарил
Дата рождения 21 июня 1902(1902-06-21)
Место рождения Витебск, Российская империя
Дата смерти 1987(1987)
Гражданство  Российская империя,  СССР
Жанр Живопись, графика
Учёба Всероссийская академия художеств (1926)
Стиль Авангард

УНОВИС. Июнь 1922. Витебск. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

Евгения Марковна Магарил (21 июня 19021987) — советская художница, живописец и график.

Биография

Родилась в 1902 году в Витебске, в семье печника.

Училась в Витебском художественном училище[1] у М. Шагала, К. Малевича. В годы учения познакомилась с В. М. Ермолаевой, Л. М. Лисицким, К. Л. Богуславской. Член группы художников «Утвердители нового искусства» (Витебск), куда входили Эль Лисицкий, Лазарь Хидекель, Николай Суетин.

В 1922 году переехала в Петроград.

В 1922—1926 годах училась в Всероссийской академии художеств в Ленинграде, в мастерской пространственного реализма М. Матюшина[2]. «Магарил стихийно талантлива. Ей не хватает организованного подхода, и её картины, очень содержательные, страдают от несходства содержания и формы. Но она работает над собой вовсю», писал М. В. Матюшин в своей рукописи «Творческий путь художника» в 1933-1934 годах[1] Е. Магарил, наряду с другими художниками, входила в основную группу «школы Матюшина»[3].

В 1926 году окончила Академию художеств.

В 1927—1929 годах работала художником по текстилю на Фабрике имени Петра Алексеева в Шлиссельбурге.

С 1929 году и на протяжении всей жизни работала учителем рисования в ленинградских школах.

В 1930 году принимала участие в деятельности группы художников — учеников М. В. Матюшина, под девизом КОРН, в Ленинградском доме работников искусств[4]. С этого времени — участница многих выставок ленинградских художников.

В 1930—1932 годах начала совершать ежегодные творческие поездки по СССР; первые поездки состоялись в совхозы под Уральском и на стройки Магнитогорска.

В 1932 году вступила в члены Союза художников.

После начала войны и блокады оставалась в Ленинграде. Продолжала преподавать в школе. Вела альбом блокадных зарисовок. Создала цикл акварельных работ («В стационаре», «На улице. 25 марта 1942», «Блокадный хлеб», 1941) и ряд работ, выполненных в специфическом «блокадном» материале – соусе из угля, сажи и льняного масла («Художник работает», «За рисованием», «Очередь за хлебом», 1942)[5].

В августе 1942 года выехала из осаждённого Ленинграда. Все довоенные работы и большинство блокадных работ художницы погибло во время блокады[6].

В 1942—1945 годах работала учителем рисования в городе Бийске Алтайского края. Вернулась в Ленинград в 1945 году.

В 1945—1951 годах преподавала акварель и рисунок в Ленинградском художественном училище.

В 1952 году, во время гонений на художников, была исключена из Союза художников за формализм: «её творчество не укладывается в рамки социалистического реализма»[1].

С 1957 года ежегодно участвовала в ленинградских и во всесоюзных выставках.

С 1963 года работала в технике цветной литографии, сотрудничала с Экспериментальной литографской мастерской в ЛОСХ.

В 1966 году была восстановлена в членстве в Союзе художников.

В 1974 и 1984 годах в Ленинграде прошли персональные выставки художницы.

Произведения художницы находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в частных собраниях России, Беларуси, США.

«В фигуре Я. Магарил мы видим опыт успешного персонального противостояния тоталитарным веяниям XX века (хотя бы в искусстве), поэтому можем гордиться белорусской художницей... Почтить память художницы лучше всего так – давать школьникам и студентам художественных специальностей задание по проектированию и исполнению картин, в которых материал преодолевал бы тотальность заданных супрематических форм»[7].

Андрей Дубинин, художник и педагог, Минск

В 2022 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка рисунков и акварелей, созданных художниками в 1941—1942 годах. Среди рисунков были представлены и работы Е. Магарил.

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Профессор Михаил Матюшин и его ученики: Каталог выставки / Составитель и автор вступительной статьи Никита Несмелов. Музей Академии художеств. — СПб., 2008. — С. 215.
  2. http://www.newclassics.ru/events/284/ (недоступная ссылка)
  3. Н. И. Костров Н. И. М. В. Матюшин и его ученики / Публикация и комментарии А. В. Повелихиной // Панорама искусств. — № 13. — М.: Советский художник, 1990. — C. 190—214.; Делакроа-Несмелова В. Э. Воспоминания о педагогической деятельности М. В. Матюшина / Панорама искусств. — № 13. — М.: Советский художник, 1990. — С. 215−223.; Художник М. В. Матюшин и его ученики: Выставка произведений / Буклет. — Государственный музей истории Ленинграда, 1989.
  4. Группа КОРН. 1930. М. В. Матюшин и ученики. Буклет. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2010.
  5. Блокадный дневник: Живопись и графика блокадного времени: Альбом-каталог / ГМИ СПб. СПб., 2005. С. 96—99.
  6. Там же.
  7. Aaron Shustin. Віцебск, УНАВІС, Магарыл… (англ.). Independant Israeli site / אתר ישראלי עצמאי / Независимый израильский сайт / Незалежны iзраiльскi сайт (20 августа 2019). Дата обращения: 20 августа 2019. Архивировано 16 ноября 2020 года.

Ссылки