Л-1 (катер)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Л-1
катер «Левков-1»
Служба
 СССР
Класс и тип судна Судно на воздушной подушке
Изготовитель ОКБ МАИ
Заказан к постройке лето 1934
Строительство начато 1934
Спущен на воду лето 1935
Введён в эксплуатацию экспериментальный
Основные характеристики
Водоизмещение 1,5 тонны
Двигатели 3 авиамотора М-11
Мощность 3 ×110 л. с. (после доработки – 2 х 140 л. с.)
Скорость хода 60 узлов (111,12 км/ч) на 3х моторах, 38 узлов на 2х моторах
Экипаж трёхместный[1] (по другим данным двухместный[2])
Материал корпуса дерево

Катер Л-1 («Левков-1») — первое в мире экспериментальное судно на воздушной подушке, построенное в 1935 году в СССР конструктором Владимиром Левковым.

История

В 1927 году доцент кафедры гидравлики Донского политехнического института В. И. Левков увлёкся идеей создания аппарата на воздушной подушке. В авиационном отделении с аэродинамической лабораторией института, созданной по его предложению в 1926 году, он вместе с группой студентов начал разрабатывать чертежи и создавать модели аппаратов на воздушной подушке. «При вращении винта, — писал В. И. Левков, — модель поднималась в воздух на несколько сантиметров и хорошо держалась на этой высоте, обнаруживая при этом также поперечную остойчивость»[1][3][4].

В 1930 году профессор В. И. Левков был назначен директором открывшегося в Новочеркасске авиационного института, в котором он продолжил испытания моделей аппарата на воздушной подушке. В 1932 году он испытал модель каплевидной формы с двумя воздушными винтами — в носу и корме, что давало возможность управлять движением модели в горизонтальной плоскости, то есть получила свойства транспортного аппарата[2].

Проектирование и создание катера

В мае 1934 года В. И. Левков был переведён в Московский авиационный институт на должность профессора кафедры прикладной аэродинамики. Из Новочеркасска в Москву он привез новую модель судна на воздушной подушке (СВП). Модель имела вид катамарана размером 2,5×0,8 м, весила 5—6 кг, оборудована двумя электродвигателями по 360 Вт с деревянными винтами диаметром 800 мм. Испытания модели проводились в специальном помещении МАИ, в котором построили неглубокий бассейн площадью около 30 кв.м. Весной 1934 года модель летающего катера была продемонстрирована специальной комиссии, в состав которой входили, в частности, начальник Военно-воздушные силы РККА Я. И. Алкснис, известный аэродинамик профессор Б. Н. Юрьев и авиаконструктор А. Н. Туполев. Модель успешно поднималась и двигалась над водой на высоте 25—30 мм. Комиссия приняла решение о необходимости постройки натурного образца СВП и летом 1934 года с МАИ был заключён договор на проектирование и постройку деревянного воздушного торпедного катера[5][2].

Испытания

В МАИ было создано особое техническое бюро, которое под руководством В. И. Левкова приступило к проектированию и созданию в институтских мастерских первого в мире катера на воздушной подушке. К лету 1935 года катер был построен и получил название «Л-1» («Левков-1»). Это был небольшой трехместный[1] (по другим данным двухместный[3][2]) деревянный катамаран водоизмещением 1,5 т, состоявший из двух узких лодок, соединённых платформой. Для создания воздушной подушки использовались два авиационных мотора М-11 мощностью по 110 л. с., размещённых впереди и сзади в круглых шахтах. Был и третий двигатель — маршевый М-11 с воздушным винтом, размещённый в кормовой части катера на пилоне, предназначавшийся для движения вперед. Компоновка аппарата напоминала поплавковый гидросамолёт с крылом очень малого удлинения. Весил катер около двух тонн[2].

Основными органами управления катера служили поворотные заслонки — жалюзи под нагнетающими воздух винтами и хвостовое оперение. При вертикальном положении заслонок воздушный поток направлялся вниз, катер приподнимался и зависал над поверхностью. При отклонении заслонок назад, направленный в корму воздух начинал двигать катер вперед. Задний ход достигался отклонением жалюзи вперед. Для управления поворотами и регулировки дифферента и крена служила довольно сложная система вертикального и горизонтального оперения[1].

Летом 1935 года катер «Л-1» был перевезён на Плещеево озеро близ города Переславль-Залесский Ярославской области, где прошёл первые испытания. С 2 по 12 октября 1935 года были проведены Государственные испытания катера, который развивал скорость на воде при работе на трёх моторах 60 узлов (более 110 км/ч), при работе на двух моторах (мотор на пилон был заглушен) - 38 узлов. Катер ходил по озеру и над сушей, по заболоченным местам, покрытым осокой[6].

Катер «Л-5» на заводской испытательной площадке. 1936 г.

Заместитель наркома обороны СССР, начальник вооружения М. Н. Тухачевский, присутствующий на испытаниях, дал положительную оценку экспериментальному катеру и утвердил отчёт об испытаниях. Он предложил включить в план опытного строительства на 1936 год двух подобных СВП: торпедного катера и «транспорта для высадки десанта»[7].

В процессе дальнейших испытаний, конструкция катера «Л-1» претерпела серьёзные изменения. В частности, по предложению В. И. Левкова, для повышения остойчивости, убрали третью «тянущую» винтомоторную установку, двигатели заменили на более мощные (по 140 л. с.), усовершенствовали систему рулей и жалюзи. В таком виде катер «Л-1» стал прообразом последующих судов на воздушной подушке, созданных под руководством Левкова, таких как 26-местный десантный катер «Л-5» (водоизмещением 8,6 т), лёгкий учебно-тренировочный катер «Л-9» (2,25 т), «Л-11» (2,7 т), «Л-13» и проект 171[8].

Память

В музее Н. Е. Жуковского хранится и демонстрируется снятый в 1935 году фильм о государственных испытаниях катера Л-1[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Мохов Ю.М., Черненко Г.Т., Богачев К.Д. Первые суда на воздушной подушке // «Катера и Яхты». — 1974. — Февраль (№ 2 (48)). — С. 20—26.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Широкорад, 2005, с. 155.
  3. 3,0 3,1 Никитин Б. В. Испытатель «крокодилов // Катера пересекают океан. — Л.: Лениздат, 1980.
  4. Волков С. П., Царев Б. А.. Черненко Г. Т. Первые советские суда на воздушной подушке // Судостроение. — 1971. — Июль (№ 7).
  5. Якубович Н. Летящие над волнами (торпедные катера Л-5) // Моделист-конструктор. — 2005. — Декабрь (№ 12).
  6. Широкорад, 2005, с. 155, 156.
  7. Широкорад, 2005, с. 156.
  8. Широкорад, 2005, с. 157, 158.

Литература