Любить…

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Любить...»)
Любить…
Постер фильма
Жанр поэтическая драма
Режиссёр Михаил Калик
Автор
сценария
Михаил Калик
В главных
ролях
Алиса Фрейндлих
Светлана Светличная
Лев Круглый
Оператор Дмитрий Моторный
Композитор Микаэл Таривердиев
Кинокомпания Молдова-фильм
Киностудия имени М. Горького
Киностудия «Зодиак»
«Сиртей Михаил Калик» (Израиль)
Страна  СССР
 Израиль (восстановленная версия фильма)
Год 1968, 1990
Ссылки
IMDb ID 0271618

«Любить…» — кинофильм 1968 года, снятый режиссёром Михаилом Каликом, сочетающий в себе элементы игрового и документального кинематографа. Согласно определению создателей картины в титрах, жанр фильма — «несколько необычных историй с анкетой и наблюдениями».

Основу фильма составляют четыре новеллы о любви по мотивам рассказов Иона Друцэ, Авенира Зака и Исая Кузнецова, Юрия Казакова и Владимира Сапожникова. Каждая новелла начинается с эпиграфа, взятого из «Песни песней» Ветхого Завета. Новеллы чередуются с документальными кадрами, в которых на вопрос «Что значит любить?» отвечают священник Александр Мень и случайные прохожие, у которых берёт интервью режиссёр хроники Инесса Туманян.

Сюжет

Новелла первая

В дождливый день в квартире под магнитофонную запись танцуют и разговаривают три пары. Одинокий молодой человек сидит с книгой и размышляет вслух. Вдруг музыка заканчивается, и слышится записанный на плёнку диалог мужчины и женщины. Женщина признаётся в любви мужчине. Молодые люди стоят рядом с магнитофоном и слушают.

Новелла вторая

(основана на рассказе В. Сапожникова «Первые петухи»[1])

Зимним вечером юноша по имени Сергей прощается с девушкой и в приподнятом настроении идёт по завьюженному Ленинграду. На памятнике Петру I он воображает Вьюгу в виде девушки и приглашает на танец. Затем садится в трамвай, где видит плачущую кондукторшу. Он старается успокоить её, а потом провожает домой. Аня (так зовут девушку) рассказывает, что её бросил возлюбленный, заставив перед этим сделать аборт. Сергей разбивает его портрет и убеждает Аню забыть его.

Новелла третья

(основана на рассказе Ю. Казакова «Осень в дубовых лесах»[2])

На вокзале прощаются мужчина и женщина. Мужчина пытается объясниться с женщиной, уговаривает остаться ещё на несколько дней в Москве, говорит о встрече на Севере, куда возвращается женщина. Они едут на такси в поисках гостиницы, однако нигде нет мест. Они вынуждены бродить по городу, заходят в подъезд, но их выгоняет дворничиха. Едут за город, пьют вино. Понимая, что провести время наедине им негде, под утро возвращаются на вокзал. Женщина садится в вагон. О встрече они уже не договариваются. Мужчина уходит. Женщина смотрит ему вслед.

Новелла четвёртая

(основана на новелле «Летние степные ночи» из романа И. Друцэ «Бремя нашей доброты»[3])

Село где-то в Молдавии. Поздно вечером молодой парень Мирча возвращается домой на телеге с сеном. По дороге он встречает девушку Нуцу, которая явно поджидает его и которая ему тоже нравится. Проведя ночь вместе, молодые люди утром возвращаются в село. Он подъезжает к своему дому. Отец видит спрятавшуюся в сене девушку. Смущённый Мирча сообщает родителям, что это их невестка. Сюжет заканчивается сценами молдавской свадьбы.

История

Фильм снимался под названием «Десять раз о любви» и должен был состоять из пяти новелл. Не была снята новелла, которая должна была рассказывать о случившейся на пароходе Ленинград — Стокгольм встрече двух школьников, Зои из СССР и Ральфа из Швеции, которым после первой встречи и наступившей любви с первого взгляда не суждено больше встретить друг друга[4]. В процессе съёмок этой новеллы произошёл перерасход выделенных на картину финансовых средств и съёмки были остановлены, а название фильма изменено. [5]

В процессе монтажа из фильма была убрана роль Евгения Евстигнеева, который играл во второй новелле замерзающего пьяного актёра.[6] По этой причине образовался своеобразный ляп, когда главный герой (Сергей) танцует с Вьюгой в перчатках, но сразу после этого садится в трамвай уже без них (в вырезанной сцене, согласно сценарию, он отдавал свои перчатки именно персонажу Евстигнеева[4]).

Закончен фильм был в 1968 году и вышел на экраны небольшим тиражом после того, как был перемонтирован без ведома и согласия автора.

Режиссёр и сценарист Михаил Калик обратился в суд, но суд не состоялся, а на самого режиссёра было заведено уголовное дело, и при обыске была реквизирована авторская копия фильма.

В 1990 году Михаил Калик, к тому времени эмигрировавший в Израиль, частично восстановил и доработал фильм, поскольку авторская копия так и не была найдена.

В ролях

Новелла первая:

Новелла вторая:

Новелла третья:

Новелла четвёртая:

Документальные кадры:

  • Татьяна Журавлёва — девушка в кафе

Съёмочная группа

Примечания

  1. Первые петухи: Сапожников В. К. Портрет акварелью. М.: Советский писатель, 1973.
  2. Осень в дубовых лесах: Казаков Ю. П. Двое в декабре. М.: Молодая гвардия, 1966.
  3. Летние степные ночи: Друцэ И. П. Бремя нашей доброты. М.: Известия, 1969.
  4. 4,0 4,1 М. Калик. Десять раз о любви. Режиссёрский сценарий. Кишинёв, киностудия «Молдова-филм», 1967
  5. Архивированная копия. Дата обращения: 27 сентября 2019. Архивировано 27 сентября 2019 года.
  6. Михаил КАЛИК: «Все главное в жизни связано с любовью» | Газета о театре и кино. Дата обращения: 27 сентября 2019. Архивировано 19 сентября 2018 года.
  7. Санкт-Петербургский театр Комедии имени Н. П. Акимова - Людмила Вагнер. Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 31 января 2019 года.

Ссылки