Лысенко, Александр Карпович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Карпович Лысенко
Дата рождения 10 декабря 1910(1910-12-10)
Место рождения Лида,Гродненская область
Дата смерти 23 января 1976(1976-01-23) (65 лет)
Страна  СССР
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды Орден «Знак Почёта» Орден «Знак Почёта» Медаль «За трудовую доблесть»

Александр Карпович Лысенко (10.12.1910, Гродненская область — 23.01.1976) — начальник паровозного отделения Лиски Юго-Восточной железной дороги.

Биография

Родился он 10 декабря 1910 года в городе Лида Гродненской области Белоруссии в семье железнодорожника. Вскоре с родителями отцом переехал на станцию Морозовскую Ростовской области, куда отца перевели машинистом водокачки. Здесь окончил школу-семилетку. В 1930 году, по окончании Борисоглебского техникума путей сообщения, был направлен в депо Лиски Юго-Восточной железной дороги. Стал работать помощником машиниста, а вскоре и самостоятельно повёл грузовые поезда.

В 1932 году призван в Красную Армию, проходил службу в Курске. Вернувшись в депо Лиски, работал мастером по монтажу и освоению нового оборудования. В 1937 году был назначен начальником планово-производственного бюро, а летом 1938 года — начальником Лискинского паровозного депо.

С началом Великой Отечественной войны депо Лиски стало работать по-фронтовому. С востока шли воинские эшелоны к фронту, на восток — санитарные поезда, эшелоны с людьми и эвакогрузами. Лысенко умело организовывал полевые водокачки и передвижные склады топлива, не допуская остановки паровозов на перегонах без воды и топлива. При первой бомбёжке Лискинского узла летом 1942 года он был ранен и контужен, но остался в строю, организовав ликвидацию разрушений депо. Бомбёжки важного железнодорожного узла шли ежедневно.

Когда противники оказались на западном берегу Дона, довелось под огнём артиллерии и под бомбежкой с самолётов эвакуировать оборудование депо и станции. Депо Таловая стало временным пристанищем лискинских паровозников. Теперь локомотивы шли на Поворино, а оттуда к Сталинграду или Ельцу.

В октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, был назначен А. К. Лысенко начальником колонны паровозов № 19 особого резерва НКПС. Локомотивов колонны доставляли к Сталинграду военные грузы по Арчединскому отделению Юго-Восточной дороги.

В январе 1943 года Лысенко был вновь назначен на пост начальника отделения паровозного хозяйства в депо Лиски. Нужно было как можно быстрее восстановить депо и обеспечить нормальную работу локомотивов. Уже через три дня задымила водокачка и открылся пункт технического осмотра паровозов. На ближних станциях и перегонах собрали инструмент и материалы, на топливном складе появились штабели угля. На Елец пошли эшелоны с дивизиями Донского фронта.

Гитлеровская авиация нещадно бомбила не только восстановителей моста через реку Дон, но и депо Лиски, которое в начале 1943 года пришлось восстанавливать трижды. И когда в апреле началось движение поездов через реку Дон, службы депо ещё не были восстановлены. Водоснабжение паровозов обеспечивалось по шлангам прямо из реки, а углем локомотивы загружались из полувагонов, снабжённых подъёмным краном, которые выполняли роль передвижных экипировочных пунктов. Лискинское отделение паровозного хозяйства сыграло заметную роль в подвозе войск, вооружения и продовольствия для обеспечения потребностей всего Степного фронта в канун и в ходе знаменитой Курской битвы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени» Лысенко Александру Карповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Директор-полковник тяги А. К. Лысенко проделал большую работу по восстановлению хозяйства Лискинского узла. Для бесперебойной работы отделения в зиму 1943—1944 года были восстановлены пункты водоснабжения, электростанции, отремонтирован поезд с монтажом механического оборудования, склад топлива с общежитием для рабочих. Паровозное отделение работало бесперебойно, задание по перевозкам выполнено полностью.

После Победы продолжа трудиться на своем посту, затем возглавил Лискинское отделение. В 1947 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1972 году ушел на заслуженный отдых. Скончался 23 января 1976 года.

Награждён орденами Ланина, Трудового Красного Знамени, медалями.

Ссылки

Александр Карпович Лысенко. Сайт «Герои страны». Дата обращения: 22 августа 2014.

Литература

  • Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
  • Герои труда военных лет 19411945. М. 2001