Перейти к содержанию

Луи, Виктор (архитектор)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Луи
Victor Louis
Основные сведения
Имя при рождении Louis-Nicolas Louis
Место рождения Париж
Место смерти Париж
Работы и достижения
Архитектурный стиль неоклассицизм

Луи-Никола Луи, известный как Виктор Луи (10 мая 1731, Париж — 2 июля 1800, Париж) — французский архитектор, создатель Большого театра в Бордо.

Биография

Луи-Никола родился 10 мая 1731 года в Париже. Его отец был каменщиком и предпринимателем.

С 1765 года архитектор стал подписываться именем Виктор.

В 1746 году, еще не достигнув положенного шестнадцатилетия, Луи поступил в Королевскую школу архитектуры. Его преподавателем стал Луи-Адам Лорио, член Королевской академии архитектуры. Спустя девять лет обучения, в 1755 году, Луи завоевал золотую медаль, которая дала ему право на поездку в Рим (Римская премия). С 1756 по 1759 годы Луи проживал во дворце Манчини. Там он был соучеником Жана-Оноре Фрагонара и Юбера Робера. Художник Натуар, возглавлявший Французскую академию в Риме, не оценил Виктора Луи, который отличался «характером непослушным и увлекающимся»[1] и делал долги. Но Луи упорно трудился, увлечённый древним Римом. Он также восхищался и современным Римом. Произведения Бернини вдохновляют его грандиозными композициями.

Первоначально специализировался на религиозных заказах, затем построил много частных резиденций.

Маршал Ришельё, внучатый племянник кардинала, которому Виктор Луи перестроил особняк в Париже, пригласил его в Бордо для строительства городского театра. В Бордо он стал франкмасоном и видным членом масонской ложи la Française Élue à l'Orient d'Aquitaine. Впоследствии получил большое количество заказов на строительство замков в Бордо. Филипп Орлеанский, Великий Мастер франкмасонов, приехавший в Бордо на закладку первого камня Большого театра, заказал Луи первое переустройство галереи Пале-Рояля.

20 июля 1770 года женился на Мари-Эмманюэль Байон, пианистке и композиторе. В 1774 году у них родилась дочь — Мари-Элен-Виктуар.

Основные работы

Большой театр в Бордо

Театр Бордо
Интерьер театра

Строительство театра было задумано после того, как предыдущее здание было уничтожено пожаром 1755 года. Инициатором выступил маршал де Ришельё, возглавлявший провинцию. Строительство продолжалось шесть лет[2]. Новый театр, открывшийся 7 апреля 1780 года, стал шедевром французской театральной архитектуры[3].

Театр расположен на городской площади и выходит сразу на три главные улицы города. В плане здание прямоугольное со сторонами 46,3×85 метров. С трёх сторон его окружает портик[3]. Использованы колонны коринфского ордера. Над колоннами расположены статуи девяти муз и трёх богинь. Большое внимание при отделке здания архитектор уделил подбору облицовочного камня[2].

В зрительный зал ведёт парадная лестница, украшенная статуями Мельпомены и Талии. Атриум театра перекрыт куполом[2].

Архитектор применил новое перекрытие зала, опирающееся на четыре колонны в зале. Купол зала расписан Робеном[3]. В плане зал подковообразный. Первоначально он был рассчитан на 1700 мест[2].

Примечания

  1. Albert Lecoy de La Marche. L'Académie de France à Rome: correspondance inédite de ses directeurs .... — Didier, 1874. — С. 282. — 452 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Большой театр в Бордо. Архитектура и дизайн интерьера.. www.5arts.info. Дата обращения: 31 октября 2020. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Бархин Г. Б. Театры. — М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1947.