Лотос (альбом)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лотос
Обложка альбома группы «Лотос» «Лотос» ()
Студийный альбом группы «Лотос»
Дата выпуска 1990
Дата записи 1986—1987
Жанры рок-н-ролл, блюз, нью-эйдж, арт-рок, прогрессив-рок, поп-рок, фолк-рок, регги
Длительность 37:30
Страна  СССР
Язык песен русский
Лейбл Мелодия

«Ло́тос» — первый и единственный официальный альбом одноимённой советской рок-группы, выпущенный в 1990 году.

Об альбоме

Советский музыкальный коллектив «Лотос», выступавший во второй половине 1980-х в жанре романтического рок-н-ролла, просуществовал недолго и оставив после себя один студийный альбом[1]. Почти все его композиции были подготовлены вокалистом Андреем Сапуновым и клавишником Александром Слизуновым ещё в период их работы в ВИА «Самоцветы». Всего было записано восемь песен, причём шесть из них распространялись в формате магнитоальбома.

Первой публике была представлена песня «Свежий ветер» в начале 1987 года в программе «45 минут в воскресной студии» на радиостанции «Юность», где был объявлен конкурс на лучшее название пока безымянной группы. В итоге победил вариант «Лотос», предложенный самими музыкантами[2] (согласно популярной версии — по названию стирального порошка, продаваемого тогда в советских магазинах[3]). В марте того же года на телевидении был показан клип на эту же композицию[4].

Христианская баллада «Звон», ныне узнаваемая среди слушателей отечественного рока благодаря записи Андрея Сапунова с группой «СВ» для его дебютного сольного альбома, впервые была сыграна «Лотосом» в заметно отличающейся аранжировке. После того, как её изначальный текст про троллейбус был изменён на известный ныне, песня прозвучала на радио в сокращённом варианте[5] и обрела успех. Кроме того, после выпуска «Утренней почты», снятого в Алуште, популярной стала и шуточная «Евпатория» о соответствующем городе-курорте в Крыму[3].

Лишь в апреле 1990 года фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант[2], на который попало лишь семь композиций. На лицевой стороне конверта размещено фото ожидающих начала концерта людей, прячущихся от дождя под зонтами. На обороте конверта помещён сопроводительный текст о группе, написанный безымянным автором, а также крупная фотография участников проекта. Винил выпускался как в простом, так и в ламинированном конвертах. К этому времени коллектива, записавшего альбом, уже два года не существовало[1].

История создания

Покинув ансамбль «Самоцветы» в июне 1986 года, Андрей Сапунов и Александр Слизунов приступили к активной подготовке репертуара новой группы в сотрудничестве с бывшими участниками московского «Наутилуса»: бас-гитаристом Евгением Маргулисом и барабанщиком и звукорежиссёром Михаилом Капником, владевшим комплектом собственного аудиооборудования[2].

Репетиция, аранжировка и запись песен проходили в импровизированной студии Капника, устроенной в помещении ЖЭКа в Кунцево. В качестве ударных на альбоме использовалась драм-машина Yamaha RX-5, поверх электронного звучания которой были наложены звуки живых тарелок и перкуссии[3].

Почти все партии бас-гитары для альбома были первоначально сыграны Маргулисом, но в связи с желанием «сделать звучание альбома более сдержанным и прозрачным» их через некоторое время переписал Сапунов. По мнению Сергея Мирова, Маргулиса это обидело, что стало причиной его скорого ухода из группы[3].

На запись гитарных соло поначалу привлекли Вадима Голутвина, но в процессе создания альбома возник экс-участник «Кинематографа» Анатолий Шеванов, пополнивший коллектив вместе с перкуссионистом и барабанщиком Алексеем Коробковым. С обоими музыкантами Сапунов был прежде знаком по работе в группе «Олимпия» Дома культуры при заводе «Серп и молот»[6].

Для исполнения партий саксофона был приглашён Владимир Пресняков-старший. Свои импровизации он записал за один день[3], причём, на взгляд Сапунова, это была одна из лучших работ музыканта[7].

…Петрович [Пресняков] в наушниках стоял перед микрофоном и почти без дублей, импровизируя, записывал уже четвёртую композицию. Перед ним на низком стуле сидел Александр Слизунов, с закрытыми глазами и оргастической улыбкой на лице раскачиваясь в такт звучащей мелодии.
– Стоп, записано! – произнёс из-за пульта Миша Капник, – включаю следующую?
– Давай! – уверенно произнёс Петрович.
– Подождите меня, я пойду покурю, – сказал Слизунов и встал со стула.
– Да чего ждать-то? – произнёс Петрович и посмотрел на часы, – меня ещё в одном месте ждут. Давай, включай фанеру!
И запись пошла. Но в середине песни Петрович вдруг состроил недовольную мину и крикнул:
– Стоп! Не получилось, давай ещё раз!
Песню запускали ещё раза три, но соло не выстраивалось. Пресняков сам останавливал запись и начинал снова. А после очередного неудачного дубля он, уже всерьёз разозлившийся, крикнул в коридор:
– Эй! Слизун! Иди сюда!
А когда удивлённый Саша заглянул в комнату, он прорычал:
– Садись! Тащись!

Все присутствующие захохотали, но, к общему удивлению, запись продолжилась в том же крейсерском режиме, как и до перекура. Импровизация у Петровича опять «пошла»! Благодаря мастерству Слизунова, конечно же!

Сергей Миров, из книги «Воскресение: книга о музыке, дружбе, времени и судьбе»[3]

Отзывы и критика

Несмотря на поздний выпуск, единственная пластинка «Лотоса» собрала урожай квалифицированных рецензий (Аркадий Петров, Виктор Лензон и т. п.) и достаточно неплохо продавалась[2].

Московская группа «Лотос» просуществовала всего пару лет, оставив по себе память в виде симпатичного альбома, полного рефлексивных и интровертных баллад, казавшихся не особо актуальными в эпоху, когда главными чертами отечественного рока были патетика и публицистичность, но сохранивших своё очарование и по сей день. <…> Возможно, альбому не хватало динамики, зато по музыкальной части он был на высоте: в его песнях можно расслышать элементы арт-рока и новой волны, интонации романса и джаза, ориентальные мотивы и блюзовые ноты, а такие номера как «Свежий ветер», «Немного счастья для двоих», «Кот Бегемот» (с отсылками к «Мастеру и Маргарите») и, конечно, ошеломительный «Звон» с его фолковым распевом остаются настоящими шедеврами.

По идее сейчас нужно что-то конкретно объяснить и попытаться проанализировать песни «Лотоса». Вряд ли они в этом нуждаются — как Доктор Ватсон в комментарии, что он друг Шерлока Холмса. Чего ради я буду рассуждать об особенностях лирических баллад и отражении их «Лотосом» в «Никитских воротах»? Кассеты ходят по рукам. Послушайте — и всё найдете сами. Главное в «Лотосе» — настроение, а не глубокомысленность, не созерцание мира, не «жизненность», как часто пишут поклонники. Это просто красиво. Но эта красота не холодная, не абстрактная, как философская категория, а какая-то очень близкая. И любая тема, выбранная «Лотосом» в качестве рабочего материала, прозвучит красиво. Плоские шутки «это — реклама стирального порошка» у всех здравомыслящих людей вызывают насмешку.

К.М.[8]

Список композиций

Виниловая пластинка (1990)

НазваниеСловаМузыка Длительность
1. «Белый день» C. АндреевА. Сапунов 4:32
2. «Немного счастья на двоих» А. Слизунов[9]А. Сапунов 5:10
3. «Евпатория» А. СлизуновА. Сапунов 3:28
4. «Звон» А. СлизуновА. Сапунов 5:48
5. «Свежий ветер» А. СлизуновА. Слизунов 6:00
6. «Кот Бегемот» («Никитские ворота»)А. СлизуновА. Сапунов, А. Слизунов 5:26
7. «Ветер с острова Борнео» («Остров Борнео»)Б. ДоронинА. Рыбаков 7:06
37:30

Магнитоальбом (1987)

НазваниеСловаМузыка Длительность
1. «Белый день» C. АндреевА. Сапунов 4:32
2. «Немного счастья на двоих» А. СлизуновА. Сапунов 5:10
3. «Евпатория» А. СлизуновА. Сапунов 3:28
4. «Свежий ветер» А. СлизуновА. Слизунов 6:00
5. «Доктор Ватсон» А. Слизунов, В. СолдатовА. Слизунов 4:06
6. «Ветер с острова Борнео» Б. ДоронинА. Рыбаков 7:06
30:22

Участники записи

Альбом записан в 1986—1987 годах.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Виниловая пластинка группы «Лотос». Репродуктор. Дата обращения: 19 января 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Лотос — Рок-энциклопедия Андрея Бурлаки
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Миров, 2017, гл. 21. В позе «Лотоса».
  4. Логотип YouTube Клип на песню «Свежий ветер» — Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 марта (1987)
  5. Радиостанция Юность — «45 минут в воскресной студии» (выпуск 3, 1987), начиная с 19:36
  6. Олимпия — Рок-энциклопедия Андрея Бурлаки
  7. Логотип YouTube Андрей Сапунов в передаче «Рождённые в СССР» (2016)
  8. «Лотос» и его маленькая роль в охране окружающей среды. ROCK-BOOK. Дата обращения: 19 января 2023.
  9. В передачах и изданиях советского образца стихи подписывал именем своей тогдашней жены — Ирины Фрадкиной.

Литература

  • Миров С. Г. Воскресение: книга о музыке, дружбе, времени и судьбе. — М.: АСТ, 2017. — 269 с. — (Легенды русского рока). — ISBN 978-5-17-098957-7.

Ссылки