Лотос (альбом)
Лотос | |
---|---|
Студийный альбом группы «Лотос» | |
Дата выпуска | 1990 |
Дата записи | 1986—1987 |
Жанры | рок-н-ролл, блюз, нью-эйдж, арт-рок, прогрессив-рок, поп-рок, фолк-рок, регги |
Длительность | 37:30 |
Страна | СССР |
Язык песен | русский |
Лейбл | Мелодия |
«Ло́тос» — первый и единственный официальный альбом одноимённой советской рок-группы, выпущенный в 1990 году.
Об альбоме
Советский музыкальный коллектив «Лотос», выступавший во второй половине 1980-х в жанре романтического рок-н-ролла, просуществовал недолго и оставив после себя один студийный альбом[1]. Почти все его композиции были подготовлены вокалистом Андреем Сапуновым и клавишником Александром Слизуновым ещё в период их работы в ВИА «Самоцветы». Всего было записано восемь песен, причём шесть из них распространялись в формате магнитоальбома.
Первой публике была представлена песня «Свежий ветер» в начале 1987 года в программе «45 минут в воскресной студии» на радиостанции «Юность», где был объявлен конкурс на лучшее название пока безымянной группы. В итоге победил вариант «Лотос», предложенный самими музыкантами[2] (согласно популярной версии — по названию стирального порошка, продаваемого тогда в советских магазинах[3]). В марте того же года на телевидении был показан клип на эту же композицию[4].
Христианская баллада «Звон», ныне узнаваемая среди слушателей отечественного рока благодаря записи Андрея Сапунова с группой «СВ» для его дебютного сольного альбома, впервые была сыграна «Лотосом» в заметно отличающейся аранжировке. После того, как её изначальный текст про троллейбус был изменён на известный ныне, песня прозвучала на радио в сокращённом варианте[5] и обрела успех. Кроме того, после выпуска «Утренней почты», снятого в Алуште, популярной стала и шуточная «Евпатория» о соответствующем городе-курорте в Крыму[3].
Лишь в апреле 1990 года фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант[2], на который попало лишь семь композиций. На лицевой стороне конверта размещено фото ожидающих начала концерта людей, прячущихся от дождя под зонтами. На обороте конверта помещён сопроводительный текст о группе, написанный безымянным автором, а также крупная фотография участников проекта. Винил выпускался как в простом, так и в ламинированном конвертах. К этому времени коллектива, записавшего альбом, уже два года не существовало[1].
История создания
Покинув ансамбль «Самоцветы» в июне 1986 года, Андрей Сапунов и Александр Слизунов приступили к активной подготовке репертуара новой группы в сотрудничестве с бывшими участниками московского «Наутилуса»: бас-гитаристом Евгением Маргулисом и барабанщиком и звукорежиссёром Михаилом Капником, владевшим комплектом собственного аудиооборудования[2].
Репетиция, аранжировка и запись песен проходили в импровизированной студии Капника, устроенной в помещении ЖЭКа в Кунцево. В качестве ударных на альбоме использовалась драм-машина Yamaha RX-5, поверх электронного звучания которой были наложены звуки живых тарелок и перкуссии[3].
Почти все партии бас-гитары для альбома были первоначально сыграны Маргулисом, но в связи с желанием «сделать звучание альбома более сдержанным и прозрачным» их через некоторое время переписал Сапунов. По мнению Сергея Мирова, Маргулиса это обидело, что стало причиной его скорого ухода из группы[3].
На запись гитарных соло поначалу привлекли Вадима Голутвина, но в процессе создания альбома возник экс-участник «Кинематографа» Анатолий Шеванов, пополнивший коллектив вместе с перкуссионистом и барабанщиком Алексеем Коробковым. С обоими музыкантами Сапунов был прежде знаком по работе в группе «Олимпия» Дома культуры при заводе «Серп и молот»[6].
Для исполнения партий саксофона был приглашён Владимир Пресняков-старший. Свои импровизации он записал за один день[3], причём, на взгляд Сапунова, это была одна из лучших работ музыканта[7].
…Петрович [Пресняков] в наушниках стоял перед микрофоном и почти без дублей, импровизируя, записывал уже четвёртую композицию. Перед ним на низком стуле сидел Александр Слизунов, с закрытыми глазами и оргастической улыбкой на лице раскачиваясь в такт звучащей мелодии.
– Стоп, записано! – произнёс из-за пульта Миша Капник, – включаю следующую?
– Давай! – уверенно произнёс Петрович.
– Подождите меня, я пойду покурю, – сказал Слизунов и встал со стула.
– Да чего ждать-то? – произнёс Петрович и посмотрел на часы, – меня ещё в одном месте ждут. Давай, включай фанеру!
И запись пошла. Но в середине песни Петрович вдруг состроил недовольную мину и крикнул:
– Стоп! Не получилось, давай ещё раз!
Песню запускали ещё раза три, но соло не выстраивалось. Пресняков сам останавливал запись и начинал снова. А после очередного неудачного дубля он, уже всерьёз разозлившийся, крикнул в коридор:
– Эй! Слизун! Иди сюда!
А когда удивлённый Саша заглянул в комнату, он прорычал:
– Садись! Тащись!
Все присутствующие захохотали, но, к общему удивлению, запись продолжилась в том же крейсерском режиме, как и до перекура. Импровизация у Петровича опять «пошла»! Благодаря мастерству Слизунова, конечно же!
— Сергей Миров, из книги «Воскресение: книга о музыке, дружбе, времени и судьбе»[3]
Отзывы и критика
Несмотря на поздний выпуск, единственная пластинка «Лотоса» собрала урожай квалифицированных рецензий (Аркадий Петров, Виктор Лензон и т. п.) и достаточно неплохо продавалась[2].
Московская группа «Лотос» просуществовала всего пару лет, оставив по себе память в виде симпатичного альбома, полного рефлексивных и интровертных баллад, казавшихся не особо актуальными в эпоху, когда главными чертами отечественного рока были патетика и публицистичность, но сохранивших своё очарование и по сей день. <…> Возможно, альбому не хватало динамики, зато по музыкальной части он был на высоте: в его песнях можно расслышать элементы арт-рока и новой волны, интонации романса и джаза, ориентальные мотивы и блюзовые ноты, а такие номера как «Свежий ветер», «Немного счастья для двоих», «Кот Бегемот» (с отсылками к «Мастеру и Маргарите») и, конечно, ошеломительный «Звон» с его фолковым распевом остаются настоящими шедеврами.
По идее сейчас нужно что-то конкретно объяснить и попытаться проанализировать песни «Лотоса». Вряд ли они в этом нуждаются — как Доктор Ватсон в комментарии, что он друг Шерлока Холмса. Чего ради я буду рассуждать об особенностях лирических баллад и отражении их «Лотосом» в «Никитских воротах»? Кассеты ходят по рукам. Послушайте — и всё найдете сами. Главное в «Лотосе» — настроение, а не глубокомысленность, не созерцание мира, не «жизненность», как часто пишут поклонники. Это просто красиво. Но эта красота не холодная, не абстрактная, как философская категория, а какая-то очень близкая. И любая тема, выбранная «Лотосом» в качестве рабочего материала, прозвучит красиво. Плоские шутки «это — реклама стирального порошка» у всех здравомыслящих людей вызывают насмешку.
— К.М.[8]
Список композиций
Виниловая пластинка (1990)
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Белый день» | C. Андреев | А. Сапунов | 4:32 | |||||
2. | «Немного счастья на двоих» | А. Слизунов[9] | А. Сапунов | 5:10 | |||||
3. | «Евпатория» | А. Слизунов | А. Сапунов | 3:28 | |||||
4. | «Звон» | А. Слизунов | А. Сапунов | 5:48 | |||||
5. | «Свежий ветер» | А. Слизунов | А. Слизунов | 6:00 | |||||
6. | «Кот Бегемот» («Никитские ворота») | А. Слизунов | А. Сапунов, А. Слизунов | 5:26 | |||||
7. | «Ветер с острова Борнео» («Остров Борнео») | Б. Доронин | А. Рыбаков | 7:06 | |||||
37:30 |
Магнитоальбом (1987)
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Белый день» | C. Андреев | А. Сапунов | 4:32 | |||||
2. | «Немного счастья на двоих» | А. Слизунов | А. Сапунов | 5:10 | |||||
3. | «Евпатория» | А. Слизунов | А. Сапунов | 3:28 | |||||
4. | «Свежий ветер» | А. Слизунов | А. Слизунов | 6:00 | |||||
5. | «Доктор Ватсон» | А. Слизунов, В. Солдатов | А. Слизунов | 4:06 | |||||
6. | «Ветер с острова Борнео» | Б. Доронин | А. Рыбаков | 7:06 | |||||
30:22 |
Участники записи
- Андрей Сапунов — вокал, гитара, бас-гитара
- Александр Слизунов — клавишные
- Михаил Капник — драм-машина, звукорежиссёр
- Евгений Маргулис — бас-гитара
- Анатолий Шеванов — гитара
- Алексей Коробков — ударные, перкуссия
Альбом записан в 1986—1987 годах.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Виниловая пластинка группы «Лотос» . Репродуктор. Дата обращения: 19 января 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Лотос — Рок-энциклопедия Андрея Бурлаки
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Миров, 2017, гл. 21. В позе «Лотоса».
- ↑ Клип на песню «Свежий ветер» — Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 марта (1987)
- ↑ Радиостанция Юность — «45 минут в воскресной студии» (выпуск 3, 1987), начиная с 19:36
- ↑ Олимпия — Рок-энциклопедия Андрея Бурлаки
- ↑ Андрей Сапунов в передаче «Рождённые в СССР» (2016)
- ↑ «Лотос» и его маленькая роль в охране окружающей среды . ROCK-BOOK. Дата обращения: 19 января 2023.
- ↑ В передачах и изданиях советского образца стихи подписывал именем своей тогдашней жены — Ирины Фрадкиной.
Литература
- Миров С. Г. Воскресение: книга о музыке, дружбе, времени и судьбе . — М.: АСТ, 2017. — 269 с. — (Легенды русского рока). — ISBN 978-5-17-098957-7.