Аткарск (локомотивное депо)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Локомотивное депо Аткарск»)
Аткарск
Номер ТЧ-10
Подразделение Приволжская железная дорога
Год основания 1871
Место нахождения Аткарск

Локомотивное депо «Аткарск» — предприятие железнодорожного транспорта на станции Аткарск, принадлежавшее к Приволжской железной дороге. Депо занималось эксплуатацией и ремонтом тягового подвижного состава, было ремонтной базой Приволжской железной дороги по ремонту тепловозов 2ТЭ10 всех индексов. В настоящее время депо закрыто и перепрофилировано. Здания депо используются для ремонта подвижного состава службы пути.

История депо

Основано депо Аткарск было в 1871 году при строительстве линии Тамбово-Саратовской железной дороги. Затем депо входило в состав Рязано-Уральской железной дороги и наконец с 1953 года в состав Приволжской магистрали. Открытие пассажирского и товарного движения поездов на участке железной дороги от Аткарска до Саратова произошло 4 июля 1871 года.

Паровоз Э-5474 в депо Аткарск. У паровоза первый выпуск Аткарского ФЗУ

Первоначально построили паровозное депо на девять паровозов и малые мастерские, а также товарный сарай для ремонта вагонов длиной 20 и шириной 4 сажени. Летом 1871 года поступили в депо первые паровозы: для товарных поездов 11 американских шестиосных «Ферли» с двумя котлами и четырьмя цилиндрами, для пассажирских поездов позднее паровозы завода «Борзиг» (нем. Borsig)[1].

Исторически депо было паровозным с 24 паровозными стойлами и ремонтными мастерскими. Для разворота локомотивов имелся поворотный круг, сохранился он и поныне.

В дальнейшем депо перешло на тепловозную и электровозную тягу. Мастерские депо ремонтировали также тепловозы с других железных дорог СССР, в частности Казахстана.

Большое значение Аткарский железнодорожный узел получил в годы Великой Отечественной войны. Здесь двигались эвакуационные эшелоны, грузы и военные части на фронт. На работников депо легла большая нагрузка, как на паровозные бригады, так и на ремонтников, ведь депо восстанавливало паровозы со всей Рязано-Уральской дороги[2].

В депо был создан свой музей. Одним из его ценнейших экспонатов является переходящее Красное знамя Рязано-Уральской железной дороги. За неоднократные победы в сетевых и дорожных социалистических соревнованиях в 1940 году коллектив Аткарского локомотивного депо получил Красное знамя на вечное хранение, но в первые дни Великой Отечественной аткарские паровозники вручили знамя одной из воинских частей сформированной в городе с наказом, пронести знамя с честью до Берлина. Воины с честью выполнили свой долг и знамя это в числе других было на фасаде поверженного рейхстага. В 1946-м стяг торжественно возвратили деповчанам[3]. Другим ценным экспонатом является деповской гудок. Он с 1871 по 1960 исправно ежедневно будил жителей всего Аткарска давая сигнал к началу работы. Также, давая сигнал во внеурочное время, созывал людей на общий сбор в случае чрезвычайных событий. В марте 1960 года гудок был демонтирован и занял своё место в музее депо.

В 1947 году в депо стали поступать паровозы серии СО, ими заменяли паровозы серии Э имевшие к тому времени большой износ. В 1951 году началась реконструкция депо, так как надо было заменить обрушившееся от ветхости здание. В веерном депо необходимо было удлинить ремонтные стойла, чтобы они могли вмещать более длинные паровозы СО[4].

В 1958 году вагонный участок при паровозном депо был упразднён, а его функции отошли к уже созданному вагонному депо. В предвоенные годы вагоны по всей сети ремонтировали в паровозных депо, отдельного вагонного хозяйства не было[4].

В 1953 году Рязано-Уральскую дороги расформировали и станция Аткарск вошла в Ртищевское отделение Приволжской железной дороги. В Ртищево уже с 1956 года начали использовать в тяге поездов тепловозы. А в 1960 году тепловозы стали поступать и в депо Аткарск, это были тепловозы серии ТЭ3[4][5].

С приходом тепловозной тяги опять надо было проводить реконструкцию, удлинять ремонтные стойла, менять оборудование, производить обучение локомотивных бригад и ремонтников. Депо стало называться локомотивным, а в его цехах был организован ремонт тепловозов[5].

В те годы пассажирские поезда по Вольской и Баландинской ветвям водили тепловозы ТЭ2. Паровозы стали отставлять от работы и ставить в запас МПС на базе запаса станции Чемизовка[5].

Уже в 1970-е годы депо Аткарск стало ремонтной базой для ремонта тепловозов 2ТЭ10 всех индексов. Ремонт ТО-3, ТР-1 и ТР-2 производился только для своих нужд, а вот на ТР-3 сюда приходили тепловозы всей Приволжской железной дороги, а иногда по распоряжению МПС и с других дорог сети. Ремонт дизеля и всего кузовного оборудования в депо был освоен хорошо, а вот технической возможности для ремонта экипажной части не было и тепловозы ремонтировали в депо Аткарск «по дизелю», а затем в депо Сарепта «по экипажу».

В 1983 году в депо Аткарск поступили с Ворошиловградского завода несколько тепловозов 3ТЭ10М. Их быстро освоили локомотивные бригады и тяжеловесные поезда стали нормой, несмотря на то, что профиль пути нельзя назвать лёгким. 9 мая 1985 года по маршруту Саратов-Ртищево машинисты депо Аткарск провели эстафетный супертяжеловесный поезд весом 8500 тонн, этот рейс посвятили 40-летию Победы[5].

В 1985 году Ртищевское отделение было передано на Юго-Восточную дорогу, но станция Аткарск перешла в Саратовское отделение Приволжской дороги[5].

В 1986 году 26 машинистов тепловозов были отправлены на переобучение на электровоз. Депо готовилось принимать электровозы в связи с надвигавшейся электрификацией участка. Электротяга шла со стороны станции Ртищево. Первый электровоз ВЛ80С-925 прибыл из Ртищево в качестве тренажёра для обучения локомотивных бригад, ремонтников и руководящего состава депо[6] Электровоз этот потом так и остался в парке депо.

В декабре 1987 года завершилась электрификация на переменном токе участка Ртищево-Красавка и электровоз ВЛ80С-1997 привёл первый поезд, управлял электровозом машинист Тимофеев Виктор Петрович[6].

В 2003—2005 гг. проводилась модернизация депо Аткарск с целью обновления ремонтной базы для ремонта тепловозов, освоения ремонта экипажной части тепловозов. Закупалось и устанавливалось новое оборудование. Устанавливалось специфическое оборудование для подъёмки кузова тепловоза и выкатки из-под него тележек, разборки тележек и колёсно-моторных блоков и дальнейшего ремонта их. Обучались ремонтники. Однако в 2005 году под надуманным предлогом «реформирования локомотивного хозяйства» было решено депо закрыть, его оборудование по возможности демонтировать и передать в депо Ершов. А из Ершова в свою очередь в опустевшие цеха депо Аткарск переносился Ершовский опытный завод путевых машин[7]. В дальнейшем предприятие сменило название ещё раз: Аткарская специализированная путевая машинная станция по ремонту и эксплуатации путевых машин — СПМС № 335.

В результате рабочий коллектив ремонтников сформировавшийся за десятилетия в депо Аткарск остался не у дел. А в депо Ершов переносимое оборудование располагали в неподготовленных и даже неотремонтированных помещениях, что не смогло не сказаться на качестве производимого ремонта и на объёмах ремонта локомотивов[8]. Так закончилась история локомотивного депо Аткарск.

Тяговые плечи

Депо обслуживало тяговые плечи на четырёх направлениях: до станций Анисовка (восток), Калининск (юг), Сенная (северо-восток), Ртищево II (запад).

Подвижной состав

В 2005—2006 годах депо было перепрофилировано, в связи с этим оно больше не имеет приписного парка и вообще перестало существовать в качестве локомотивного депо.

Ранее в депо были приписаны тепловозы ТЭ3[9], 2ТЭ10Л, 2ТЭ10М, 3ТЭ10М, электровозы ВЛ80с.

У депо стоит паровоз-памятник Эу-686-31.

Знаменитые люди депо

Примечания

  1. К 150-летию ст. Аткарск. История строительства железной дороги. Ч. 2 (22 января 2021). Дата обращения: 2023-1104.
  2. Владимир Рыжов. К 150-летию станции Аткарск. История строительства железной дороги. Аткарский уездЪ (20 января 2021). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  3. Глеб Хрусталёв. Через реки, горы и долины. Гудок. Железнодорожник Поволжья (4 мая 2018). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Владимир Рыжов. История станции Аткарск: Послевоенные пятилетки. Аткарский уездЪ (13 июля 2021). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Владимир Рыжов. История станции Аткарск: Переход на тепловозную тягу. Аткарский уездЪ (20 июля 2021). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  6. 6,0 6,1 Владимир Рыжов. История станции Аткарск: Переход на электровозную тягу. Аткарский уездЪ (11 августа 2021). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  7. Юлия Ермилова. Новый адрес? Нет - второе рождение. Гудок. Железнодорожник Поволжья (15 мая 2009). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  8. Марина Четверикова. Ершов – Аткарск: рокировка в длинную сторону. Гудок. Железнодорожник Поволжья (28 сентября 2007). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  9. Соколов Е. С. В объективе земля саратовская. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1973.
  10. Иван Григорьевич Зелепукин. Дата обращения: 4 ноября 2023.