Лозано, Ли

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ли Лозано
англ. Lee Lozano
Имя при рождении Ленор Кнастер

Ли Лозано (англ. Lee Lozano; урождённая Ленор Кнастер, Lenore Knaster; 5 ноября 1930 года ― 2 октября 1999 года) ― американская художница-концептуалист.

Биография

Ранние годы

Ленор Кнастер[1] родилась в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Она начала использовать имя «Ли» в возрасте четырнадцати лет, хотя и часто предпочитала ему более простое и более загадочное «И». С 1948 по 1951 год она училась в Чикагском университете, где изучала философию и естественные науки и получила степень бакалавра[2]. В 1956 году она вышла замуж за Адриана Лозано, архитектора из Мексики. Пара развелась четыре года спустя. Во время замужества она получила степень бакалавра изящных наук[3] в Художественном институте Чикаго[4].

После года путешествий по Европе, Лозано переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить свои занятия живописью. Она провела свою первую выставку в галерее Бьянкини в Нью-Йорке в 1966 году[5]. Многие из её ранних картин и рисунков были выполнены в сыром экспрессионистском стиле. Эти изображения иногда сопровождались провокационными текстами и сексуальными намеками. Искусство Лозано этого периода часто сравнивают с ранними работами Класа Ольденбурга и поздними работами Филиппа Густона. В конце 1960-х она начала экспериментировать с более минималистской эстетикой, создавая монохроматические «волновые» картины, основанные на физике света.

Увлечение концептуализмом

Как и многие её современники, в том числе Адриан Пайпер и Вито Аккончи, Лозано начала заниматься концептуальными художественными проектами начиная с середины 1960-х годов, дистанцировавшись от нью-йоркской богемы[6].

В августе 1971 года она начала один довольно печально известный арт-проект под названием «Решение бойкотировать женщин». В качестве эксперимента Лозано решила на месяц прекратить какое-либо общение с женщинами, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме положения представительниц женского пола в современном обществе. Эксперимент, однако, затянулся на целых двадцать пять лет и продолжился до конца её жизни. Лозано оборвала все связи со своими подругами, коллегами-художницами и всеми другими женщинами, которые были давними поклонниками её творчества, среди которых в том числе была и феминистского куратор искусства и искусствовед Люси Липпард. Искусствовед и критик Хелен Молесворт отмечала, что этот концептуальный проект сигнализировал одновременное неприятие Лозано капитализма и патриархата[7].

Последние годы жизни

После выселения из своей мастерской на Гранд-Грин-стрит в Сохо, Лозано поселилась в центре города на Сент-Николас-авеню. В 1982 году переехала в дом своих родителей в Далласе, штат Техас[2]. Там она занялась такими арт-проектами, как «Выпадение», «Исследование мастурбации» и « Диалог». Впала в относительную безвестность до конца 1990-х годов, когда ей поставили диагноз неоперабельный рак шейки матки[8]. Её убедили дать разрешение на проведение нескольких выставок её работ: три в галереях Сохо и одну ― в Атенеуме Уодсворта. Ли Лозано умерла в 1999 году в возрасте 68 лет.

В интервью 2001 года Люси Липпард отмечала, что «Ли была необычайно энергичным, одним из первых, если не первым человеком (вместе с Яном Уилсоном), который сделал саму свою жизнь искусством. То, что другие люди делали как искусство, она действительно делала как жизнь ― и нам потребовалось некоторое время, чтобы понять это»[9].

Примечания

  1. Not, as reported in her New York Times obituary, "Knastner"
  2. 2,0 2,1 "Seek The Extremes..." 2006 p. 107
  3. "Lee Lozano" 2010 p.226, her note
  4. Bruce Hainley, "On 'E'" Архивная копия от 9 августа 2012 на Wayback Machine, Frieze, October 2006, pp. 242-247.
  5. Smith. Lee Lozano, 68, Conceptual Artist Who Boycotted Women for Years, The New York Times (October 18, 1999). Архивировано 11 июня 2019 года. Дата обращения 20 мая 2013.
  6. Cheryl Donegan, "All Weapons Are Boomerangs," in Modern Painter (October 2006), pp. 76-79.
  7. Helen Molesworth, "Tune In, Turn On, Drop Out: The Rejection of Lee Lozano," in Lee Lozano: Win First Don't Last/Win Last Don't Care, ed. Adam Szymczyk, Kunsthalle Basel and Van Abbemuseum, 2006.
  8. James Kalm, "Brooklyn Dispatches: Resurrection of a Bad-Ass Girl, Part I Архивная копия от 9 августа 2012 на Wayback Machine", in The Brooklyn Rail (November 2008).
  9. Katy Siegel interview, on the Legacy of Artist Lee Lozano, ArtForum (October 2001), pp. 120-128.

Литература

  • Michelle Pirano, Target Practice: Painting Under Attack 1949-78. Seattle, WA: Seattle Art Museum, 2009.
  • James Kalm, "Brooklyn Dispatches: Resurrection of a Bad-Ass Girl, Part I", in The Brooklyn Rail (November 2008).
  • Helen Molesworth, ed., Solitaire: Lee Lozano, Sylvia Plimack Mangold, Joan Semmel. Columbus, OH: Wexner Center for the Arts, 2008.
  • Lisa Gabrielle Mark and Elizabeth Hamilton, eds., WACK! Art and the Feminist Revolution. (exh. cat) London: MIT Press/Los Angeles: MoCA, 2007.
  • Klaus Biesenbach, ed., Into Me/Out of Me. (exh. cat.) Ostfildern: Hatje Cantz, 2007.
  • Barry Rosen, Jaap van Liere, and Gioia Timpanelli, Lee Lozano Drawings. New Haven, CT: Yale University Press, 2006.
  • Cheryl Donegan, "All Weapons Are Boomerangs", in Modern Painter (October 2006), pp. 76–79.
  • Helen Molesworth, "Tune In, Turn On, Drop Out: The Rejection of Lee Lozano," in Lee Lozano: Win First Don't Last/Win Last Don't Care, ed. Adam Szymczyk. Kunsthalle Basel and Van Abbemuseum, 2006.
  • Sabine Folie and Gerald Matt, Lee Lozano. Seek the extremes… (exh. cat.) Nürnberg: Verlag für moderne Kunst Nürnberg, 2006
  • Bruce Hainley, "On 'E'", Frieze, October 2006, pp. 242–247.
  • John Perreault, "Lee Lozano at P.S. 1", Artopia: John Perreault's art diary, an ArtsJournal blog, March 2004. http://www.artsjournal.com/artopia/2004/03/lee_lozano_at_ps1.html
  • Katy Siegel, On the Legacy of Artist Lee Lozano-Interview in ArtForum (October 2001), pp. 120–128.
  • Roberta Smith, "Lee Lozano, 68, Conceptual Artist Who Boycotted Women for Years," New York Times, October 18, 1999.
  • Kinmont, Ben (ed.), "Project Series: Lee Lozano", New York: Agency [Antinomian Press], [14 February] 1998.