Ложь, наглая ложь и статистика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Ложь, наглая ложь и статистика» (полный вариант: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», англ. There are three kinds of lies: lies, damned lies, and statistics) — крылатое выражение, наиболее известная (и одна из лучших[1]) критика прикладной статистики.

Происхождение

Выражение получило известность благодаря Марку Твену, который в публикации «Главы моей автобиографии» в журнале «Североамериканское обозрение[англ.]» 5 июля 1907 года[2] приписал его премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли[1]:

Цифры обманчивы, особенно когда я сам ими занимаюсь; по этому поводу справедливо высказывание, приписываемое Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Марк Твен, 5 июля 1907

Этой фразы нет в работах Дизраэли[3], и она не была широко известна ни при жизни политика, ни вскоре после смерти. В 2012 году математический факультет Йоркского университета[4] приписал авторство Чарльзу Дильку (1843—1911). Помимо Дизраэли и Дилька, высказывание приписывали журналисту и политику Генри Лабушеру (1831—1912)[1] и (ошибочно[5]) самому Марку Твену.

В 1964 году К. Уайт (англ. Colin White)[1] предположил авторство Франсуа Мажанди (1783—1855), который сказал фразу по-французски: фр. Ainsi l’altération de la vérité qui se manifeste déjà sous la forme progressive du mensonge et du parjure, nous offre-t-elle au superlatif, la statistique («Модификация правды, которая проявляется в сравнительной степени неправды и лжесвидетельства, имеет и суперлатив, статистику»). По словам Уайта, «мир нуждался в этой фразе, и несколько человек могли бы гордиться, придумав её».

Интерес Марка Твена к статистике

Марк Твен упомянул ложь и статистику в автобиографии, обсуждая свою производительность как писателя (измеряемую в словах в час). Обнаружив, что в среднем он пишет столь же быстро, как и за 36 лет до того, он счёл нужным сопроводить эти сведения шуткой о цифрах, которые подводят его, особенно когда он их сам собирает[1]. Интерес Твена к статистике проявлялся и в другие моменты его жизни. Так, во время интервью с Киплингом, он упомянул, что его не интересует художественная литература, он любит читать о разнообразных фактах и статистике. Киплинг был настолько удивлён, что позже прокомментировал, что так и не понял, всерьёз ли Твен говорил во время интервью. В своей книге «Жизнь на Миссисипи» Твен демонстрирует возможности неаккуратной экстраполяции данных[1]:

За последние 176 лет Нижняя Миссисипи стала короче на 242 мили. Это в среднем чуть больше одной мили и одной трети в год. Отсюда всякий здравомыслящий человек, если он не слепой и не идиот, может заключить, что в старом верхнем оолитическом силурийском периоде, чему в следующем ноябре исполняется миллион лет, Нижняя Миссисипи насчитывала свыше 1 300 000 миль в длину и торчала из Мексиканского залива, как удочка. Рассуждая аналогично, легко прийти к выводу, что через 742 года длина Нижней Миссисипи сократится всего лишь до одной мили и трёх четвертей, а Каир[англ.] и Новый Орлеан объединятся под руководством одного мэра и общего городского совета. Есть всё-таки что-то притягательное в науке: можно получить внушительные дивиденды в предположениях от пустякового вложения фактов.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Уайт, 1964.
  2. Mark Twain. Chapters from My Autobiography. Североамериканское обозрение. Project Gutenberg (7 сентября 1906). Дата обращения: 23 мая 2007. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  3. Словарь современных цитат / составитель К. В. Душенко — М.: изд-во «Эксмо», 2006.
  4. Andre A. Rupp, Jacqueline P. Leighton. The Wiley Handbook of Cognition and Assessment: Frameworks, Methodologies, and Applications Архивная копия от 22 апреля 2017 на Wayback Machine. John Wiley & Sons, 2016. С. 699. (англ.)
  5. Paul F. Velleman.Truth, Damn Truth, and Statistics Архивная копия от 5 сентября 2016 на Wayback Machine // Journal of Statistics Education Volume 16, Number 2 (2008). (англ.)

Литература

Ссылки