Литофоны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Литофон»)
Литофон в Эфиопии

Литофо́ны (от др.-греч. λίθος — 'камень' и φωνή — 'звук') — ударные музыкальные инструменты из камня. Относятся к так называемым идиофонам[1][2].

По своему происхождению литофоны могут быть как искусственными, так и естественными (камни, валуны, сталактиты, сталагмиты и т. п.)[2]. В пещерах встречаются каменные складки, издающие звуки разной высоты и разного тембра, если по ним чем-либо ударить — по всей видимости, это их свойство было известно древнему человеку[3]. Так, в азербайджанском горном заповеднике Гобустан охраняются два гавалдаша — древнейшие ударные музыкальные инструменты-литофоны естественного происхождения[4][5].

Звук при игре на литофонах извлекается путём удара (колотушкой, другим камнем и т. п.); его высота может быть как фиксированной, так и нефиксированной[1].

Собственно литофоны как целенаправленно изготовленные инструменты появляются в эпоху неолита[3]. Так, в 1949 году в Южном Вьетнаме были обнаружены одиннадцать каменных прямоугольных плит длиной от 65 до 100 см, датируемые IV—III тысячелетием до н. э. В зависимости от своего размера они издают звуки разной высоты; интенсивность звучания, возможно, регулировалась резонатором в виде вырытой ямы[6][2]. В настоящее время этот литофон является частью собрания парижского Музея человека[2].

Помимо Вьетнама, где вплоть до настоящего времени существуют ансамбли литофонов (называющихся данда[en]), каменные инструменты распространены в Корее, Японии, Индии, Камбодже, Океании, Латинской Америке[1][2]. Кроме того, литофоны известны у берберов, тувинцев, нанайцев и других народов[1].

Китайский бяньцин

Особо важную роль литофоны играют в культуре Китая[7][8]. В 1978 году были найдены наиболее древние из известных китайских литофонов, принадлежащие династии Ся (ок. 2070—1600 до н. э.)[9]. Для изготовления каменных инструментов использовались как символически значимые яшма и нефрит, так и обладающие хорошей звукопроводимостью жадеит, мрамор, гранит, известняк и пр.[10] Чаще всего китайские литофоны представляли собой два ряда каменных пластин, подвешенных к деревянной раме, число которых могло варьироваться от 1 до 32[11]. Инструменты из одного камня носили название тэцин, из нескольких — бяньцин[11][1]. Наибольшее распространение получили бяньцин с 16 камнями[12][7].

В разных странах и культурах встречаются разнообразные разновидности литофонов: каменные била, горизонтально или вертикально подвешенные наборы плиток или брусков, определённым образом расположенные каменные диски, так называемые «поющие колонны» и т. п[1][2]. В Европе в XIX—XX веках создавались экспериментальные литофоны[7][13]. К примеру, набор каменных пластинок, производящих хроматический звукоряд, использовал в своих композициях Карл Орф[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Литофоны / Есипова М. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 James Blades. Lithophone (англ.). Grove Music Online. Дата обращения: 21 апреля 2021. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Гнездилова, 2005, с. 36.
  4. Летопись изоизданий. — Изд-во Книга, 1991. — 554 с. Архивная копия от 19 июля 2020 на Wayback Machine
  5. Аббасгулу Наджафзаде. Гавалдаш // İRS - Наследие. — 2008. — № 6(36). — С. 46—53.
  6. Алпатова, 2019, с. 151—152.
  7. 7,0 7,1 7,2 Stone chimes (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 21 марта 2021.
  8. Аблова, 2011, с. 110.
  9. Аблова, 2011, с. 111.
  10. Аблова, 2011, с. 117.
  11. 11,0 11,1 Аблова, 2011, с. 118.
  12. Аблова, 2011, с. 119.
  13. Beck, 2013, p. 50.

Литература