Литература Гондураса

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Литература Гондураса (исп. Literatura de Honduras) — литература на испанском языке, написанная гондурасскими авторами. Зародилась в XVIII веке во время испанской колонизации территории современного Гондураса. Основателями принято считать писателей Франсиско Карраско де Саса и Антонио де Пас-и-Сальгадо[es]. Является одной из важнейших составляющих культуры Гондураса, внёсшей свой вклад в развитие всей латиноамериканской литературы.

Литература XIX века

До появления государства Гондурас на его территории жил и трудился писатель Хосе Томас де Адалид-и-Хамеро (ум. 1811). Никарагуанец по происхождению, в 1802 году он переехал к жене в Гондурас. В 1806 году им был издан «Иронический буклет для введения в моду» (исп. Cartilla irónica para entrar a la moda), который приобрёл широкую известность среди читателей, но был запрещён католической церковью, как «еретическое и пагубное сочинение».

После обретения независимости и появления типографского станка в стране, в литературе Гондураса началась новая эра. Среди писателей того времени главное место принадлежит, основателю Гондурасского автономного национального университета[en], священнику Хосе Тринидаду Рейесу[en], автору пастурелей.

Для гондурасской литературы XIX века характерно параллельное развитие и синтез романтизма и модернизма. Одним из видных представителей синтетического направления был Карлос Ф. Гуттьерес (1861—1899), чьи «Ложные камни» (исп. Piedras falsas, 1898) и «Анхелина» (исп. Angelina, 1898) стали первым поэтическим сборником и первым романом, изданными в Гондурасе. В его творчестве представлены темы любви, смерти, безумия, чести, трагической судьбы человека в тесной связи с местным колоритом, культом природы и вкусом к контрастам. Им также был написан рассказ без названия, который считается первым рассказом в истории литературы Гондураса. Другими писателями направления были Марко Аурелио Сото (1846—1908), автор рассказа «Кабаньитас» (исп. Cabañitas) и Рамон Роса (1848—1893), автор истории «Моя учительница схоластика» (исп. Mi maestra escolástica), которая больше связана с жанром мемуаров.

Среди представителей модернистского направления ведущее место принадлежит Фроилану Турсиосу (1874—1943), автору нескольких стихотворений, коротких рассказов и романов, в том числе «Рассказов о любви и смерти», «Вампир» и «Белый призрак», Хосе Антонио Домингесу (1869—1903), автору ряда сонетов и стихотворений, самым известным из которых является «Гимн к материи», Хуан Рамон Молина (1875—1908), автор поэтического сборника «Земли, моря и небеса», изданного в 1913 году. В XIX веке в Гондурасе впервые были изданы книги, написанные женщиной. Ими стали сочинения Люсилы Хамеро (1873-1964), издавшей девять романов, среди которых особенную известность приобрели «Амелия Монтиэль» (1892), «Адриана и Маргарита» (1893) и «Бланка Ольмедо» (1908).

Литература XX века

Значимыми писателями двадцатого столетия в гондурасской литературе являются Артуро Мартинес-Галиндо, предтеча гондурасской авангардной литературы, Люсила Хамеро, продолжавшая писать в стиле позднего романтизма, поэт Оскар Акоста, Рамон Амайа Амадор, автор «Зеленой тюрьмы» — романа, который стал первым произведением в стиле социального реализма в гондурасской литературе. Ведущими прозаиками Гондураса конца XX века были Маркос Кариас, Эдуардо Бар, Халель Карденас, Роберто Кастильо, Эрнесто Бонди Рейес и Хулио Эското. Известным гондурасским поэтом, умершим в 2011 году, был Роберто Соса.

Источники

  • Umaña, Helen (2000), Estudios de Literatura Hondureña, Tegucigalpa: Editorial Guaymuras, p. 392, ISBN 999-2-61555-9
  • Umaña, Helen (2003), La Novela Hondureña, Ciudad de Guatemala: Letra Negra, p. 484, ISBN 999-2-642250-1
  • Martínez, José Francisco. Literatura hondureña y su proceso generacional. Primera edición de Tegucigalpa, Editorial Universitaria, Honduras, 1987