Лирический цикл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Тышлер
Лирический цикл. 1928
Холст, масло

«Лири́ческий цикл»серия из пяти полотен русского художника Александра Тышлера, написанная в 1928 году.

История

В 1928 году Александр Тышлер использовал образ плетёной корзины для сценического оформления пьесы Лопе де Вега «Овечий источник» в постановке Белорусского государственного еврейского театра в Минске. В качестве главного образа он предложил плетёную корзину со скруглёнными краями: фактура плетёнки ассоциировалась с лаконичной архитектурой испанской деревни, где разворачивалось действие пьесы[1].

В том же году художник выполнил несколько станковых живописных работ, объединённых в серию под названием «Лирический цикл». Главным действующим «лицом» этого цикла стала всё та же «конструкция, плетённая из лозы», корзина огромного размера и непонятного назначения. В разных композициях она населена ослами, лошадьми, мужчинами, голубями. На картине № 2 изображена длинноногая девушка в шляпе, с зонтиком и велосипедом, стоящая рядом с корзиной, а сама плетёнка разделена на три горизонтальных яруса: в нижнем — два ослика, в среднем — две мужские головы, в верхней части — голуби. «Лирический цикл» был назван в одной из рецензий того времени «Лирическая сюита». Он «производит впечатление ребуса, загадки».

Мотив плетёной корзины Тышлер использует также в цикле акварелей «Крым», которые вместе с «Лирическим циклом» экспонировались на четвёртой выставке ОСТа в апреле 1928 года. Композиции тогда вызвали ожесточённую критику.

Летом 1927 года мы вместе с нашими жёнами отдыхали в Крыму, в Алупке. Снимали комнаты в одном доме… Жили дружно в своё удовольствие. Там на пляже мы увидели плетёные маленькие кабинки, их приносила с собой одна семья. Вот эти кабинки и заинтересовали Сашу. Мы с ним, развлекаясь, делали акварельные наброски. Они и послужили началом его Крымской серии. А потом он развил этот мотив, как всегда обогатив его своей фантазией…Сергей Лучишкин

Произведения из «Лирического цикла» строги, собраны, аскетичны: они содержат в себе образ дома. Фактура плетёных корзин намечена отдельными мелкими мазками, что создаёт эффект лёгких, «дышащих» ячеек. Корзины стоят на земле, но и взмывают в небо. «Лирический цикл» пронизан энергией любви и жаром лирических переживаний. «Это не «ребус» и не «шарада» — это очень органичные для художника «сны о доме»[2].

Большинство работ Тышлера выполнены сериями-циклами, каждая тема в его холстах получала своё развитие. Она могла повторяться несколько раз на протяжении многих лет. Временами художник возвращался к своим сериям и циклам, придумывал новые, варьировал их.

Для моей работы характерна цикличность, но эти повторения не самоцель. Они возникают в результате развития темы, хотя между отдельными работами цикла есть композиционная разница, и дыхание каждой вещи различное. Таким образом я могу прочувствовать тему до конца, и цикл даёт мне возможность не только завершить тему, но и найти в последующей вещи то, что мне не удалось осуществить в предыдущих. В то же время каждая работа цикла может жить самостоятельно, независимо от других.Александр Тышлер

Для всех картин Тышлеру позировала его жена Анастасия Степановна.

Список

Музей Город Страна Размер (в см) Техника Иллюстрация
1 Государственная Третьяковская галерея Москва Россия 61 × 70,5 Холст, масло [1]
2 Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Москва Россия 73 × 55 Холст, масло [2]
3 ? ? ? ? Холст, масло
4 Музей Людвига Кёльн Германия 53 × 72 Холст, масло [3]
5 Музей искусства авангарда Москва Россия 73 × 55 Холст, масло [4]

Примечания

  1. В.Лебедева. Театральность Александра Тышлера. Русское искусство. №1 (2006). Дата обращения: 22 января 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
  2. Вера Чайковская. Тышлер: Непослушный взрослый. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03368-9.