Липскомб, Мэнс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мэнс Липскомб
Mance Lipscomb
Основная информация
Имя при рождении Beau De Glen Lipscomb
Дата рождения 9 апреля 1895(1895-04-09)
Место рождения Навасота, Техас, США
Дата смерти 30 января 1976(1976-01-30) (80 лет)
Место смерти Навасота, Техас, США
Страна  США
Профессии автор-исполнитель, гитарист
Годы активности 19601976
Жанры блюз, фолк, рэгтайм
Лейблы Reprise Records

Мэ́нс Ли́пскомб (англ. Mance Lipscomb; настоящее имя Боу Де Глен Липскомб, англ. Beau De Glen Lipscomb; 9 апреля 1895, Навасота, Техас — 30 января 1976, Навасота, Техас)[1] — американский блюзовый певец, гитарист и сонгстер[2] (странствующий певец). Урожденный Боу Де Глен Липскомб, ещё в юности Липскомб взял имя Mance (так звали друга его старшего брата Чарли), что было сокращением от «эмансипация».

Биография

Мэнс Липскомб был сыном бывшего раба из Алабамы и наполовину индейцем (чокто) — по матери[3][4]. Липскомб провел большую часть своей жизни работая на ферме в Техасе, где его обнаружили, а позже и записали Мак МакКормик и Крис Стрэчвитц. Таким образом, Липскомб стал одним из техасских блюзменов, сделавших записи в эпоху возрождения кантри-блюза 1960-х. Он выпустил множество альбомов в стиле блюз, рэгтайм и фолк[1].

У Липскомба была характерная техника игры «мертвым пальцем» и выразительный голос. Липскомб часто оттачивал своё мастерство, играя в ближайшем городе Бренхаме (штат Техас) со слепым музыкантом Сэмом Роджерсом. Его дебютный релиз «Texas Songster» вышел в 1960 году. Липскомб исполнял в основном старые песни, такие как «Sugar Babe», «Shine On, Harvest Moon», «It’s a Long Way to Tipperary»[5].

«Trouble in Mind» была записана в 1961 году и выпущена на лейбле «Reprise»[6], основанном Фрэнком Синатрой и подарившем миру записи таких групп, как The Electric Prunes, The Beach Boys, издававшем записи ХендриксаBand Of Gypsys») и др. В мае 1963 года Липскомб появился на первом фолк-фестивале в Монтерее, Калифорния[6][7].

В отличие от многих своих современников, Липскомб не был отмечен в начале Блюзовой эры, но о его жизни хорошо известно благодаря его автобиографии «I Say Me for a Parable: The Oral Autobiography of Mance Lipscomb, Texas Bluesman», которая была опубликована посмертно, а также короткому документальному фильму «Les Blank, A Well Spent Life» 1971 года[1].

Липскомб начал играть на гитаре рано и продолжал делать это регулярно в течение многих лет на местных встречах/посиделках — «Saturday Night Suppers» («Ужин в субботний вечер»), как он их называл. Некоторое время подобные музыкальные встречи устраивал сам Мэнс со своей женой. В основном его музыкальная деятельность проходила до 1960 года в пределах так называемого «района» — местности вокруг города Навасоты.

После «открытия» Мэнса МакКормиком и Стрэчвитцом он стал важной фигурой в фольклорной музыке 1960-х годов. В последующие годы он регулярно записывался и выступал на блюз- и фолк-фестивалях до 1973 года, когда болезнь заставила его вернуться домой[8].

Умер Липскомб в своем родном городе Навасота в 1976 году, через два года после перенесенного инсульта.

В кино

  • A Well Spent Life (1971). Документальный фильм режиссёров Леса Бланка и Скипа Герсона. Вышел на видео в 1979 году.
  • Липскомб также появляется в фильм Леса Бланка «The Blues Accordin' to Lightnin' Hopkins» (1970).

Признание

В честь Мэнса Липскомба проводится ежегодный фестиваль «Navasota Blues», а 12 августа 2011 года была открыта бронзовая скульптура (художник Сид Хендерсон) в парке имени Липскомба в Навасоте. Статуя изображает Липскомба, играющим на гитаре на скамейке, причем на скамейке есть свободное место, так что любой желающий может поиграть блюз «рядом» с Липскомбом.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Oldies.com биография. Дата обращения: 1 июля 2015. Архивировано 2 июля 2015 года.
  2. Традиция сонгстеров предшествовала блюзу и сосуществовала параллельно с ним, в особенности на юго-востоке США. Эта традиция получила развитие вместе с отменой рабства на Юге, когда афроамериканские музыканты получили возможность путешествовать и зарабатывать на жизнь музыкой. В первую очередь сонгстеры были именно исполнителями, поэтому они постоянно расширяли свой репертуар, чтобы обращаться к широкой аудитории слушателей.
  3. Amazon. Mance Lipscomb on Amazon. Amazon.com (2009). Дата обращения: 15 июля 2009. Архивировано 30 августа 2009 года.
  4. Connect.in.com (недоступная ссылка)
  5. Russell, Tony. The Blues: From Robert Johnson to Robert Cray (англ.). — Dubai: Carlton Books Limited, 1997. — P. 136. — ISBN 1-85868-255-X.
  6. 6,0 6,1 Липскомб, Мэнс (англ.) на сайте AllMusic Allmusic biography — accessed January 2008
  7. Tobler, John. NME Rock 'N' Roll Years (неопр.). — 1st. — London: Reed International Books Ltd, 1992. — С. 120.
  8. Изыскания и исследования Архивная копия от 6 августа 2015 на Wayback Machine // BLUES by Paul Oliver / пер. Сергей Павлов