Лионский фуникулёр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лионский фуникулёр
Описание
Страна Флаг Франции Франция
Расположение Лион
Дата открытия 3 июня 1862
Маршрутная сеть
Число линий 2
Число станций 5
Длина сети 1,253 км
Технические данные
Схема линий

Перейти к шаблону «Лионский фуникулёр» 
Лионский фуникулёр
Фурвьер
Сен-Жан
Театр Ромен
Сен-Жюст


Лио́нский фуникулёр — транспортная система, действующая с 1862 года в городе Лионе, Франция.

В настоящий момент в городе действуют две линии фуникулёра, связывающие район Сен-Жан с вершиной холма Фурвьер (в двух разных точках). Входит в состав Лионского метрополитена.

История фуникулёра в Лионе

Открытие первой линии фуникулёра состоялось 3 июня 1862 года. Таким образом, Лион — это первый город в мире, где была открыта городская железная дорога с фуникулёрной тягой[1], однако надо заметить, что технология использования железнодорожных платформ с кабельной тягой появилась раньше: уже с 1833 года подобная транспортная система соединяла населённые пункты Андрезьё-Бутеон и Ле-Кото в департаменте Луара.

В период максимального расцвета в Лионе было 5 линий фуникулёра: 3 из них работали на холме Фурвьер и 2 — на холме Круа-Русс. Общей харастеристикой всех лионских фуникулёров было то, что бо́льшую часть пути они проходили по туннелям.

Сегодня сохранились лишь 2 действующие линии фуникулёра на холме Фурвьер: 2 другие линии были закрыты, а одна была преобразована в зубчатую железную дорогу, продлена и стала частью линии C Лионского метрополитена.

Действующие линии

Сен-Жан — Сен-Жюст (F1)

Фуникулёр у станции «Сен-Жюст»
  • Дата открытия: 8 апреля 1878
  • Длина: 822 м
  • Максимальный уклон: 183 мм/м
  • Колея: 1440 мм (с 1878), 1000 мм (с 1901)

С 1901 линия действовала в виде зубчатой железной дороги, в 1958 году вновь преобразована в линию фуникулёра. Эта линия — единственная, имеющая прожежуточную станцию «Миним — Театр-Ромен».

В начале 2019 года планируется закрыть линию на реконструкцию на несколько месяцев[2].

Сен-Жан — Фурвьер (F2)

Фуникулёр линии «Сен-Жан — Фурвьер», до 1902 года
Фуникулёр «Сен-Жан — Фурвьер»
  • Дата открытия: 6 сентября 1900[3]
  • Длина: 431 м, из них 380 метров в туннеле[3]
  • Максимальный уклон: 310 мм/м[3]
  • Колея: 1000 мм (с 1900); 1330 мм (с 1970)
  • Ежедневный пассажиропоток (2017): 6000 чел[2].

Линия была модернизирована в 1970 году. Вагоны были заменены на новые, а оба старых отправились в музеи: один — в Автомобильный музей имени Анри Малатра в Роштайе-сюр-Соне, другой — в Музей городского, междугородного и загородного транспорта в Шелле[4].

Со 2 января 2018 года линия вновь закрыта на реконструкцию, которая должна продлиться 5 месяцев. За время реконструкции будет проверено состояние вагонов и инфраструктуры, вагоны будут модернизированы и сделаны более просторными, а также доступными для людей с ограниченной подвижностью[2].

Закрытые или перестроенные линии

Улица Терм — Круа-Русс

Станция на улице Терм, до 1905 года
  • Дата открытия: 3 июня 1862
  • Дата закрытия: 31 декабря 1967
  • Длина: 489 м
  • Максимальный уклон: 160 мм/м
  • Колея: 1440 мм

После закрытия фуникулёра туннель используется для автомобильного движения.

Круа-Паке — Круа-Русс

Станция «Круа-Паке»
  • Дата открытия: 12 апреля 1891
  • Дата закрытия: 3 июля 1972
  • Длина: 512 м
  • Максимальный уклон: 172мм/м
  • Колея: 1440 мм

Линия была вновь открыта 6 декабря 1974 года, будучи преобразованной в зубчатую железную дорогу. В дальнейшем она была продлена в обе стороны и стала линией C Лионского метрополитена.

Сен-Поль — Фурвьер

Верхняя станция линии «Сен-Поль — Фурвьер»
  • Дата открытия: 6 декабря 1900
  • Дата закрытия: 25 декабря 1937
  • Длина: 514 м
  • Максимальный уклон: 243 мм/м
  • Колея: 1440 мм

Эта линия связывала вокзал Сен-Поль и находившуюся на вершине холма Фурвьер конечную остановку трамвая. Её называли в народе «фуникулёром мертвецов», так как она использовалась для перевозки гробов на кладбище Луаяс[5].

Все фуникулёры Лиона: действующие и закрытые

Примечания

  1. Site Amtuir, Avant 1870 : Les premières tentatives de mécanisation et l’apparition du funiculaire Архивировано 18 июля 2011 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 A. Du. Voici le futur funiculaire de Fourvière (фр.). Le Progrès (24 декабря 2017). Дата обращения: 27 декабря 2017. Архивировано 27 декабря 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 La ficelle de Fourvière : Tracé de la ligne (фр.). Ferro-Lyon. Дата обращения: 27 декабря 2017. Архивировано 27 декабря 2017 года.
  4. Le funiculaire monte en l’air // Ferro-Lyon, 12-05-2009
  5. François Koch. Lyon en 6 endroits secrets // L’Express, 12/07/2010 Архивировано 21 января 2011 года.

Источники

  • Guy Borgé, Marjorie Borgé, René Clavaud. Les Transports à Lyon : Du tram au métro. Éditions Jean Honoré, 1984. ISBN 978-2-903460-08-2
  • Jean Gennesseaux. Funiculaires et crémaillères de France. Paris, Éditions La vie du rail, 1992, p. 133—147. ISBN 2-902808-42-9
  • SYTRAL TCL : Le Métro sur le réseau TCL

См. также