Линч, Оуэн

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Оуэн Линч
англ. Owen M. Lynch
Дата рождения 4 января 1931(1931-01-04)
Место рождения Нью-Йорк, США
Дата смерти 26 апреля 2013(2013-04-26) (82 года)
Место смерти Бостон, Массачусетс, США
Страна Флаг США
Научная сфера антропология
индология
Место работы Бингемтонский университет
Нью-Йоркский университет
Альма-матер Фордемский университет
Колумбийский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по антропологии
Учёное звание профессор
Научный руководитель Конрад Аренсберг  (англ.)
Известен как антрополог и индолог, специалист по индийским неприкасаемым и городской антропологии

О́уэн М. Линч (англ. Owen M. Lynch; 4 января 1931, Нью-Йорк, США26 апреля 2013, Бостон, Массачусетс, США) — американский антрополог и индолог, специалист по индийским неприкасаемым и городской антропологии.

Биография

Родился в 4 января 1931 года в Нью-Йорке (район Флашинг боро Куинс) вторым из четверых детей в рабочей католической ирландской семье. Отец работал на заводе по производству граммофонных пластинок, а мать — телефонисткой[1].

Учился в иезуитской Бруклинской подготовительной школе  (англ.), затем непродолжительно время изучал теологию в иезуитской семинарии Сент-Эндрю-он-Гудзон[1].

В 1956 году получил бакалавра гуманитарных наук в Фордемском университете и в 1966 году — доктора философии по антропологии в Колумбийском университете, где его учителем был Конрад Аренсберг  (англ.)[1].

В 1966—1969 годы — ассистент-профессор  (англ.) и в 1969—1974 годы — ассоциированный профессор Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне[1].

В 1973–1977 годы — член редакционной коллеги и в 1985–1988 годы — председатель Совета по Южной Азии Ассоциации азиатских исследований  (англ.)[2].

В 1974—2003 годы — профессор городской антропологии Нью-Йоркского университета[1].

В 1978–1979 и 1990–1991 годы — сопредседатель секции антропологии Нью-Йорской академии наук[2].

В 1996–1998 годы — президент Общества городской, национальной и транснациональной антропологии[2].

В 1996–1998 годы — член редакционной коллегии журнала City & Society[2].

В 1997–2013 годы — член редакционной коллегии журнала International Journal of Hindu Studies  (англ.)[2].

В 1997–1998 годы — член исполнительного совета Американской антропологической ассоциации[2].

В 1999–2013 годы — член редакционной коллегии «Энциклопедии городских культур: городов и культуры по всему миру» (англ. Encyclopedia of Urban Cultures: Cities and Cultures Around the World)[2].

Член Индийского социологического общества  (англ.) и Индийской ассоциации общественных наук[2].

Научная деятельность

В 1962 году впервые посетил Индию (штат Мадхья-Прадеш) в рамках проекта по изучению языков мунда. В следующем году в Агре начал проводить исследования неприкасаемых джатавов  (англ.) (подкаста чамаров). Особенно место в исследованиях Линча занимал индийский государственный деятель и лидер неприкасаемых Бхимрао Рамджи Амбедкар. В общей сложности совершил шесть поездок, живя и работая, кроме Агры, в таких городах как Вриндаван, Матхура и Мумбаи. Кроме неприкасаемых Линч обратил свой исследовательский взор на Дхарави, крупнейший трущобный квартал, расположенный в Мумбаи, изучив местное население трёх социальных групп. Исследовал брахманов чаубе в Матхуре. А также особенности паломничества к святым местам индуизма[3].

Его первая монография «Политика неприкасаемости» вышла в 1969 году, став плодом семнадцатимесячных упорных полевых исследований джатавов. В ходе наблюдения он переосмыслил индийскую кастовую систему  (англ.), подчеркивая понятия равенства и идентичности, и обратил внимание на те из них, которые зачастую не принимались учёными во внимание в качестве составляющей индийской традиции, столь часто описываемой в терминах классической иерархической индуистской системы[1].

Занимался научными исследованиями в Институте Южной Азии Колумбийского университета и в Институте Южной Азии Пенсильванского университета, а также в летних лингвистических институтах при Техасском университете и Мичиганском университете[1].

В рамках городской антропологии Линч критиковал подходы, рассматривающие городскую жизнь как сочетание количества и размаха, полагая, что во главу угла следует положить различные условия жизни местного населения (история, касты, классы и культуры), оказывающие влияние как на его повседневную жизнь, так и на чувство идентичности и определения места. В частности он критически оценивал противопоставление «сельского» (англ. rural) и «городского» (англ. urban) укладов у Ричарда Гэбриела Фокса, считая более удачной предложенное Дэвидом Харви разграничение «пространства» (англ. space) и «места» (англ. place), где основное внимание уделено капитализму, а также подчеркиваются вопросы этничности, принадлежности к определённому социальному классу и созданию самоидентификаций[3].

С годами интересы Линча в значительной степени сместились в сторону изучения культурного конструирования эмоций и их политических последствий. В наиболее известном виде исследования представлены в монографии о Южной Азии «Божественные страсти», вышедшей под редакцией Линча, где показано как эмоции упорядочиваются и развиваются, и как с ними борются. В других работах учёный бросил вызов существующим исследованиям, утверждающим универсальную и биологическую природу эмоций. Посредством обращения к лингвистической и семантической теории, Линч показал гибкость эмоционального языка, а также как окружающие политические и экономические ограничения способны оказать влияние на значения. В монографии «Божественные страсти», в главе посвящённой чабсам Матхуры, брахманской общины известной обслуживанием приезжих паломников, он представил свою точку зрения на эмоции, как на культурно обусловленные явления. В данной своей работе Линч провёл исследование альтернативных представлений о взаимосвязи между разумом и телом, а также, что понятие чабса соотносится с восприятием индийского аскетизма западными людьми[3].

Научные труды

  • The Politics of Untouchability: A Case Study from Agra India. // Structure and Change in Indian Society. / Milton Singer  (англ.) and Bernard S. Cohn, eds. — Chicago: Aldine, 1968. — P. 209–239. (Viking Fund Publications in Anthropology, 47).
  • The Politics of Untouchabilityy: Social Mobility and Social Change in a City of India. — New York: Columbia University Press, 1969.
  • Dr. B. R. Ambedkar: Myth and Charisma. // The Untouchables in Contemporary India. / J. Michael Mahar, ed. — Tucson: University of Arizona Press  (англ.), 1972. — P. 97–112.
  • Political Mobilisation and Ethnicity among Adi-Dravidas in a Bombay Slum. // Economic and Political Weekly. — 1974. — Vol. 9. — № 39. — P. 1657–1688.
  • Method and Theory in the Sociology of Louis Dumont: A Reply. // The New Wind: Changing Identities in South Asia. / Kenneth David, ed. — The Hague: Mouton, 1977. — P. 239–262. World Anthropology series.
  • Remembering the Remembered Village. // Contributions to Indian Sociology  (англ.). — 1978. — Vol. 12(1). — P. 117–126.
  • Potters, Plotters, Prodders in a Bombay Slum: Marx and Meaning or Meaning versus Marx. // Urban Anthropology. — 1979. — Vol. 8. — № 1. — P. 1–27.
  • Rioting as Rational Action: An Interpretation of the April 1978 Riots in Agra. // Economic and Political Weekly. — 1981. — Vol. 16. — № 48. — P. 1951–1956.
  • Foreword. // Democracy in Search of Equality: Untouchable Politics and Indian Social Change. / Barbara R. Joshi. — Delhi: Hindustan, 1982. — P. v–viii.
  • Kuhn and the Crisis in Anthropology. // Crisis in Anthropology: View from Spring Hill. / Adamson Hoebel  (англ.), Richard Currier, and Susan Kaiser, eds. — New York: Garland, 1982. — P. 79–90.
  • Culture and Community in Europe: Essays in Honor of Conrad M. Arensberg. Studies in Sociology and Social Anthropology. — Delhi: Hindustan, 1984.
  • "Pilgrimage with Krishna, Sovereign of the Emotions" // Contributions to Indian Sociology  (англ.). — 1988. — Vol. 22. — № 2. — P. 171–194. doi:10.1177/006996688022002003
  • The Mastram: Emotion and Person in Mathura’s Chaubes. // Divine Passions: The Social Construction of Emotion in India. / Owen M. Lynch, ed. — Berkeley: University of California Press; Delhi: Oxford University Press, 1990.
  • Divine Passions: The Social Construction of Emotion in India. / Owen W. Lynch, ed. — Berkeley: University of California Press; Delhi: Oxford University Press, 1990. ISBN 978-0520066472
  • The Forest Pilgrimage as Darsan. // Journal of Vaisnava Studies. — 1993. — Vol. 1. — № 4. — P. 87–108.
  • "Urban Anthropology, Postmodernist Cities, and Perspectives" // City & Society. — 1994. — Vol. 7. — № 1. — P. 35–52. doi:10.1525/ciso.1994.7.1.35
  • "Untouchables in India's Civil/Uncivil Democracy. A Review Article" // Ethnos: Journal of Anthropology. — 2001. — Vol. 66 . — № 2. doi:10.1080/00141840120070967
  • Contesting and Contested Self-Identities: Mathura’s Chaubes. // Narratives of Agency: Self-Making in China, India, and Japan. / Wimal Dissanayake, ed. — Minneapolis: University of Minnesota Press  (англ.), 1996. — P. 74–103.
  • Ambedkar Jayanti: Dalit Reritualization in Agra’s Civil Society. // Eastern Anthropologist. — 2003. — Vol. 55. — № 2–3. — P. 115–132.
  • We Make These Floats so that They Will See What We See/Feel: Ambedkar Jayanti Hierarchy, and the Darsan Effect. // Dalit Art and Visual Imagery. / Gary Michael Tartakov, ed. — New Delhi: Indian Institute of Dalit Studies, Oxford University Press, 2012. — P. 179–218.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Friedlander, 2014, p. 898.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Friedlander, 2014, p. 899.
  3. 3,0 3,1 3,2 Friedlander, 2014, p. 898—899.

Литература

Ссылки