Ликаа Муштарак

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ликаа Муштарак (Совместная встреча)
(اللقاء المشترك)
Аль-Ликаа аль-муштарак
Лидер Мухаммад Мухаммад аз-Зубейри
Дата основания 2002
Идеология Исламизм + Социализм + Трайбализм
Мест в нижней палате
56 / 301
(созыв 2003-го года)[1]

Ликаа Муштарак (араб. اللقاء المشترك‎, в переводе «совместная встреча») — йеменский политический блок, оппозиционный правящей партии Всеобщий народный конгресс Йемена. Состоит из пяти партий: Ислах, Йеменская социалистическая партия, Народная насеристская юнионистская организация, Союз народных сил, Аль-Хакк. Наряду с ВНК является одной из двух крупнейших политических сил Йемена.

Ликаа Муштарак в эпоху Али Абдаллы Салеха

Ликаа Муштарак была образована в 2002-м г. Первоначально в блок объединились Ислах, Йеменская социалистическая партия, Народная насеристская юнионистская организация, Союз народных сил, Аль-Хакк и йеменские баасисты, которые впоследствии вышли из блока[2]. С самого начала отмечалась разнородность объединившихся партий. Так, например, исламистская партия Ислах, образованная вскоре после объединения Северного и Южного Йемена в 1990-м году, в ходе гражданской войны 1994-го года была противницей социалистов – бывшей правящей партии Южного Йемена. Союз народных сил и Аль-Хакк представляют собой либеральное и консервативное движение зейдитов, в то время как насеристы, как и социалисты, стоят на секуляристской социалистической платформе. Несмотря на подобного рода идеологические расхождения, стремление к объединению с целью более успешного противостояния доминировавшей в то время на йеменской политической арене партии ВНК, руководителем которой был президент Йемена Али Абдалла Салех, оказалось довольно прочной основой для существования блока[3]. В ходе парламентских выборов 2003-го года партии блока выступили раздельно, однако в тесной кооперации. Так, по взаимной договорённости Ислах отозвал своих кандидатов в 30 районах, где большими шансами на успех обладали социалисты, которые, в свою очередь, отозвали своих кандидатов в 130 районах, где большей поддержкой пользовался Ислах[4]. В итоге Ликаа Муштарак получила в общей сложности 56 мест (46 у Ислаха, 7 у социалистов и 3 у насеристов)[5]. В ноябре 2005-го года лидеры входящих в блок партий на совместной пресс-конференции объявили о публикации «Программы политических и национальных реформ», основными пунктами которой были замена авторитарного режима А. Салеха реальной парламентской демократической плюралистской системой, установление реального разделения властей, децентрализация судебной и административной систем[4]. На президентских выборах летом 2006-го года Фейсал бин Шамлан, кандидат от Ликаа Муштарак, набрал порядка 20% голосов[6]. Согласно отчёту миссии наблюдателей ЕС, данные президентские выборы прошли с рядом существенных нарушений, наиболее серьёзными из которых были названы повсеместное использование административного ресурса и непрозрачность подсчёта голосов[7]. Несмотря на довольно успешные результаты президентских выборов, на прошедших в тот же день выборах в органы местного самоуправления, блоку не удалось показать схожих результатов[8]. После выборов 2006-го года напряжённость между Ликаа Муштарак и ВНК начала нарастать. Благодаря посредничеству западных стран, Ликаа Муштарак и ВНК приступили к совместному обсуждению необходимых реформ, в частности, в области избирательного законодательства, однако эти переговоры зашли в тупик. Ликаа Муштарак сначала объявила бойкот подготовительной компании к парламентским выборами 2009-го года, а затем призвала своих сторонников бойкотировать и сами выборы. В итоге Ликаа Муштарак и ВНК подписали соглашение о переносе выборов на 2011-й год, с целью осуществить до этого времени необходимые реформы. В 2010-м году стороны подписали также соглашение о проведении широкомасштабного национального диалога в ходе которого все политические силы страны смогли бы обсудить наиболее важные проблемы йеменского общества[9]. Несмотря на обладание существенными ресурсами (прочные позиции социалистов на юге страны, наличие у Ислаха порядка 900 тысяч зарегистрированных сторонников) Ликаа Муштарак в период с 2002-го по 2011-й годы была, по сути, отстранена от реального влияния на принятие решений. Это, в основном, объяснялось противодействием со стороны Али Абдаллы Салеха и его сподвижников, находившихся в то время у власти, существенными разногласиями не только между входящими в блок партиями, но и внутри самих этих партий (так, в ходе предвыборной кампании 2006-го г. один из лидеров Ислаха шейх Абдалла аль-Ахмар поддержал не кандидата от партии Ф. бин Шамлана, а действовавшего президента А. Салеха), а также тем, что, несмотря на формально плюралистское политическое пространство Йемена, политические партии и парламент страны не имели реального влияния на процесс принятия политических решений[10].

Арабская весна

В ходе первых акций протеста в январе 2011-го года, отличавшихся небольшим количеством участников, Ликаа Муштарак не присоединялась к протестующим. Лишь после усиления протестной активности, связанной с падением в феврале 2011-го года режима Хосни Мубарака в Египте, блок присоединился к требованиям протестующих, в т.ч. и к требованию отставки президента Салеха. Однако в отличие от улицы, требовавшей немедленного ухода Салеха, Ликаа Муштарак сначала выдвинула действующему президенту ряд предложений постепенного ухода от власти[11]. Тем не менее уже в апреле 2011-го года оппозиция, возглавляемая блоком, выдвинула Салеху ультиматум с требованием его ухода в течение двух недель[12]. Несмотря на свои изначально слабые связи с развернувшимся в Йемене в начале 2011-го года широким протестным движением[11], как основная организованная оппозиционная сила, Ликаа Муштарак стала одним из основных акторов в процессе международного урегулирования йеменского кризиса.

Переходный период

23 ноября 2011-го года Салех подписал имплементационный механизм инициативы ССАГПЗ. Согласно этому документу президентские полномочия передавались однопартийцу Салеха, вице-президенту Йемена Абд Раббо Мансуру Хади, а новое правительство формировалось на основе коалиции ВНК и Ликаа Муштарак с равным представительством обеих сторон. В стартовавшей в марте 2013-го года общейеменской конференции «Национальный диалог» Ликаа Муштарак получила 125 из 565 мест, что на 13 больше, чем у ВНК.

Литература

  • Густерин П. Йемен в переходный период. На пути к миру или распаду? — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing. — 2014. — ISBN 978-3-659-28300-0.

См. также

Примечания

  1. Информация на сайте Межпарламентского Союза
  2. Vincent Durac, The Joint Meeting Parties and the Politics of Oposition in Yemen, British Journal of Middle Eastern Studies, 38:3, 2011, p. 354
  3. Michaelle Browers, Origins and Architechts of Yemen’s Joint Meeting Parties, International Journal of Middle East Studies, Vol. 39, N4 (Nov., 2007), p.565
  4. 4,0 4,1 Vincent Durac, The Joint Meeting Parties and the Politics of Oposition in Yemen, British Journal of Middle Eastern Studies, 38:3, 2011, p. 357
  5. Краткая информация о Йемене на сайте Консульства РФ в Адене (недоступная ссылка)
  6. Президентские выборы 2006-го г. на сайте electionguide.com. Дата обращения: 10 мая 2013. Архивировано 21 мая 2012 года.
  7. Отчёт миссии наблюдателей ЕС о президентских выборах 2006-го г.. Дата обращения: 10 мая 2013. Архивировано 31 октября 2013 года.
  8. Раздел «Йемен» на сайте Национального демократического института. Дата обращения: 10 мая 2013. Архивировано 4 мая 2013 года.
  9. Yemen leaders agree to open reform dialogue — The National. Дата обращения: 10 мая 2013. Архивировано 19 мая 2013 года.
  10. Vincent Durac, The Joint Meeting Parties and the Politics of Oposition in Yemen, British Journal of Middle Eastern Studies, 38:3, 2011, pp. 358-362
  11. 11,0 11,1 BTI Yemen Country Report 20212, p. 12. Дата обращения: 10 мая 2013. Архивировано 12 мая 2013 года.
  12. Оппозиция отвела президенту Йемена на отставку две недели (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 мая 2013. Архивировано 19 мая 2013 года.