Лирица

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Лиерица»)
Лирица
Далматинская лирицаДалматинская лирица
Классификация Смычковый инструмент
Родственные инструменты гадулка (болг.), гудок (рус.), лираки (греч.)[1]

Лирица[1] (лиерица, хорв. lirica, lijerica, уменьш. от «лира»[1][2]) — сербско-хорватский смычковый музыкальный инструмент, популярный в Далмации, а также на юге Боснии и Герцеговины[3]. Типологически схож с болгарской гадулкой, гагаузским кэушем, критской лирой, сербской и македонской кемене (чемене, чемане, макед. ќемане, серб. ćemane, ћемане), понтийской лирой и распространённой у большинства южных славян гусле[4].

История

Прообразом для лирицы послужила, по всей вероятности, византийская лира, предок многих европейских смычковых инструментов[5]. Также некоторые музыковеды отмечают сильную схожесть с критской лирой[5]. В XI—XII веках в европейских источниках названия фидель (фиддл) и лира используются, как взаимозаменяемые, когда речь идет о смычковых инструментах[6].

На протяжении последующих столетий в Европе продолжали существовать два типа смычковых инструментов, различающихся по форме. Относительно квадратная, стала известна, как лира да браччо; другой, с покатыми плечами и удерживаемый между коленями, — лира да гамба[англ.]. В эпоху Возрождения гамбы были элегантными инструментами, популярными у знати. Но, в конце концов, они уступили более громкому (и первоначально менее аристократичному) семейству лира да браччо[6].

Сегодня лирица используется для исполнения традиционных мотивов и народной музыки. Например, парный танец линджо (хорв. linđo), распространенный вдоль побережья Хорватии и на близлежащих островах Адриатического моря, выполняется под музыку лирицы[2], танцоры во время исполнения двигаются вокруг музыканта[7]. За это инструмент получил прозвище «Адриатическая лира»[5].

В конце XX века лирицу популяризовал музыкант Мате Булич[англ.], исполняющий для широкой аудитории поп-музыку, основанную на хорватской народной музыке. В 2014 году почта Хорватии выпустила марку номиналом 3,10 куны, с изображением лирицы[8].

Конструкция и игра

Трёхструнный грушевидный деревянный музыкальный инструмент. Звуки извлекаются при помощи смычка (традиционное название хорв. luk). Музыкант играет на инструменте сидя, установив его на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой[2]. Иногда исполнитель (лиричар или лиеричар, хорв. liričar, lijeričar) поёт под свой аккомпанемент[3][7].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Лирица // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 306. — 672 с.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Лижерика. melma.ru. Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 HERCEGOVAČKI ETNO OKRET - HEO. web.archive.org (7 декабря 2009). Дата обращения: 27 апреля 2021.
  4. Булатова, Динара Айдаровна. Тюркский след в инструментальной культуре народов Восточной Европы (на материале шейковых хордофонов) // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2018. — № 3(23). — С. 79—87. — ISSN 2226-3330. Архивировано 2 марта 2022 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 JOŠKO ĆALETA, VIDO BAGUR. LIRICA - TRADICIJSKO GLAZBALO HRVATSKOGA JADRANA (хорв.). web.archive.org (29 сентября 2011). Дата обращения: 27 апреля 2021.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Stringed instrument (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 9 октября 2020 года.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Линджо — HOUSE MARUSIC — LiveJournal. Дата обращения: 17 июля 2021. Архивировано 17 июля 2021 года.
  8. Hrvatska pošta - EUROPA - FOLK INSTRUMENTS - LIJERICA (англ.). Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 29 июня 2014 года.

Литература

  • Рихтман Ц. Несколько замечаний о балканской лире // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов. Часть 2 / Под общ. ред. Е.В. Гиппиуса. — М.: Советский композитор, 1988. — С. 122—126. — 325 с.

Ссылки