Ле Лоррен, Луи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Луи Ле Лоррен
«Архитектурное каприччио с фонтаном и обелиском» (1745)

Луи-Жозеф Ле-Лоррен (Louis-Joseph Le Lorrain; 1715—1759) — французский художник и гравёр.

Приобретя художественные навыки в мастерской Жака Дюмона[fr], в 1739 г. выиграл Римскую премию, которая позволила ему жить в Риме до 1749 года. Во время пребывания в Италии выполнял зарисовки и каприччио на темы античной архитектуры. Любопытны эскизы для маскарада китайских костюмов, иллюстрирующие зарождение моды на шинуазри.

По возвращении на родину за картину «Амур превращает нимфу Перистерию в голубку» (1756) получил звание академика живописи и скульптуры. Гравировал несколько картин Ж. Ф. де Труа. Готовил для гобеленовой мануфактуры в Обюссоне рисунки на сюжеты из Лафонтена и Ариосто.

Известный знаток античного искусства граф Келюс поручил Ле-Лоррену раскрыть секрет древнеримской живописи по воску. В 1755 г. художник представил в Салоне два первых опыта в этой давно забытой технике.

В Петербурге

В 1758 г. Ле-Лоррен был приглашен И. И. Шуваловым в только что основанную Императорскую академию художеств, где и занял место директора. По дороге в Петербург корабль, на котором находился художник, попал в руки англичан, и Лоррен лишился всего своего багажа. По этому поводу Шувалов писал канцлеру М. И. Воронцову:

Покорнейше прошу, Ваше Сиятельство, приказать мне, какой успех сделало Ваше милостивое старание о возвращении взятых англичанами товаров или, лучше сказать, всех рисунков, моделей и пожитков живописца Лоррена. Сей последний в крайней бедности находится и не знает, что делать.

По приезде в Петербург француз заболел и меньше чем через год умер. Из выполненных в России работ известны три декоративных панно под названием «Игры амуров». Он написал несколько портретов императрицы Елизаветы такой тонкой работы, что, согласно «Русскому биографическому словарю» (1914), «подмастерье Юдин почти ослеп, работая с одного из них матрицу на монетном дворе, и всё-таки не передал всех нюансов рисунка». Современное местонахождение этих портретов неизвестно.

По сведениям Я. Штелина, уроки у Ле-Лоррена брал начинающий живописец Ф. Рокотов. Его сын Жан-Батист Ле-Лоррен работал во Франции гравёром.

Примечания

Источники