Лещенко, Сергей Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Михайлович Лещенко
Флаг
Первый заместитель Председателя Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике (ГКАТ).
декабрь 1957 — октябрь 1963
апрель 1955 — декабрь 1957
Флаг
Директор завода № 23
1946 — 1952
Предшественник Третьяков, Анатолий Тихонович
Преемник Осипов, Дмитрий Николаевич

Дата рождения 31 декабря 1903 (13 января 1904)(1904-01-13)
Место рождения Морозовск
Дата смерти 9 мая 1974(1974-05-09) (70 лет)
Партия ВКП(б)КПСС
Образование Московский механический институт
Учёная степень доктор технических наук
Профессия инженер
Награды
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды

Сергей Михайлович Лещенко (1904—1974) — советский государственный и хозяйственный деятель, организатор работ в области авиационной и ракетной техники, доктор технических наук, инженер-полковник.

Биография

Родился 31 декабря 1903 года (13 января 1904 года) в станице Морозовской, Области войска Донского, ныне — Ростовской области.

По окончании четырёх классов железнодорожной школы с 1916-го по 1918 год работал в кузнечном цехе, затем — учеником литейщика на Чугунолитейном заводе в родной станице.

Участник Гражданской войны. С 1918 по 1920 год добровольно служил в Рабоче-крестьянской Красной армии. В составе партизанского отряда участвовал в боях с Донской армией генерала П. Н. Краснова в районе станицы Кривомузгинской (под Царицыном).

Затем служил подручным слесаря в авторемонтном поезде № 5 10-й армии в бригаде бронепоезда. После демобилизации работал слесарем в автомастерских в городе Ростове-на-Дону. Был избран членом бюро окружного комитета РКСМ.

В 1925 году стал членом ВКП (б). Был избран членом бюро окружного комитета РКСМ. В 1925 году стал членом ВКП (б).

Окончил Московский механический институт (ныне — Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ́») в 1929 году.

По заданию Народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе, находился в рабочей командировке в г. Детройте (США), где, по собственным словам, «под видом бизнесмена и родственника белоэмигранта занимался „добычей“ (с целью доставки в СССР) проектно-технической документации для будущего строительства Челябинского тракторного завода». Согласно официальной биографии, он являлся инженером по проектированию кузнечного производства — заместителем главного инженера проектного бюро будущего завода.

По возвращении в СССР в августе 1931 года он был назначен директором кузнечного корпуса ЧТЗ.

С марта 1933 года являлся заместителем технического директора ЧТЗ по монтажу, а с августа 1933 — по подготовке производства.

В 1935 году он был отозван в Москву и назначен управляющим трестом «Автотрактородеталь». В 1936 году стал директором авиазавода имени С. П. Горбунова.

В 1937 году был обвинён в шпионаже и вредительстве и подвергся аресту. В августе 1938 года был отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве, затем был переведен в г. Болшево Московской области, где работал в так называемой «шарашке» НКВД — ЦКБ-29 сектора опытного самолётостроения ЦАГИ.

Здесь, под руководством находящегося под арестом Выдающегося конструктора Владимира Михайловича Петлякова занимался разработкой и созданием двухмоторного скоростного пикирующего бомбардировщика Пе-2, принятого на вооружение и ставшего одним из основных самолётов в период Великой Отечественной войны.

За заслуги в создании этого самолёта Лещенко был выпущен на свободу, восстановлен в ВКП(б) и с 1940-го по 1942 год работал Главным инженером авиазавода № 23 (с 1961 года — Завод имени М. В. Хруничева, ныне — Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева»).

С 1942-го по 1946 год он являлся директором металлургического завода № 95, эвакуированного под Свердловск, в город Верхняя Салда.

С июля 1946 года по октябрь 1952 год вновь работал на заводе № 23 Министерства авиационной промышленности (в Филях), но уже в должности директора завода. При его руководстве были выпущены турбореактивные бомбардировщики Ту-12, Ту-14, тяжелый четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4. Активно способствовал организации опытного производства ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева и созданию первого отечественного стратегического турбореактивного самолета М-4.

С октября 1952 года по февраль 1954 года являлся директором авиационного завода № 82 (ныне — Тушинский Машиностроительный завод).

С февраля 1954 года являлся Начальником 6-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР.

14 апреля 1955 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 720-435сс «Вопросы ракетного и реактивного вооружения», на котором были утверждены приоритетные задачи в области ракетного и реактивного вооружения на ближайшую перспективу. В частности, одним из направлений было обозначено создание баллистических и крылатых ракет дальнего действия (изделия Р-7, «Буря» и «Буран») и управляемых самолётов-снарядов дальнего действия (система К-20, «Комета»).

Этим же Постановлением он был утверждён в должности заместителя Министра авиационной промышленности СССР по ракетному вооружению.

С декабря 1957 года по октябрь 1963 года являлся Первым заместителем Председателя Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике (ГКАТ).

С 1963 года и до конца жизни он возглавлял Научно-исследовательский институт технологии и организации производства.

Избирался делегатом XXIII съезда КПСС.

Умер 9 мая 1974 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (уч. 29)[1].

Награды

Примечания

  1. Могила Лещенко С. М.. Дата обращения: 18 мая 2021. Архивировано 18 мая 2021 года.

Ссылки