Ленц, Максимилиан
Максимилиан Ленц | |
---|---|
Максимилиан Ленц (нем. Maximilian Lenz; 4 октября 1860, Вена — 19 мая 1948, Вена) — австрийский живописец, график и скульптор. Ленц был одним из основателей Венского сецессиона. В наиболее значимый периода творчества придерживался символизма, однако в поздний период обратился к реализму. Работал в различных техниках, включая масло, акварель, литографию и металлические рельефы.
Биография
Родился в семье сапожника Винцента Ленца и его жены Анны-Терезии, урождённой Кржбелка. В семье было четверо детей: дочери Леопольдина-Анна и Эмма (умерла в возрасте 26 лет) и брат, так же рано умерший.
С 14 лет учился в школе прикладного искусства в Вене, затем в 17 лет поступил Венскую академию изящных искусств в класс Карла Вурцингера и Кристиана Грипенкерля. За успехи был награждён стипендией, благодаря которой два года провёл в Италии, главным образом в Риме.
Стал членом Венского дома художников. В конце 1880-х — начале 1890-х годов жил в Южной Америке, где с 1886 год Буэнос-Айресе занимался художественным оформлением банкнот для Центрального банка[1]. По возвращении в Вену создал несколько сообществ художников, таких как Hagengesellschaft, противостоявших консервативной линии Дома художников.
В 1897 году Ленц вышел из Дом художников, чтобы стать одним из основателей Венского сецессиона[2]. На первой выставке нового объединения его работа была отмечена как выдающаяся[3]. Картина 1899 года «Мир» (Eine Welt) со сказочными и фантастическими образами и насыщенной цветовой палитрой[4] была показана на четвертой выставке Венского сецессиона весной 1899 года[5] и получила высокую оценку критиков за «грациозное обаяние и сонную, но сверкающую красоту»[6] и «чистую грацию и музыкальное благозвучие»[7]. Картина также была показана зимой 1911—1912 годов на выставке Мюнхенского сецессиона[8].
Вместе с картиной «На пути в страну чудес» на десятой выставке Венского сецессиона 1901 года[9], тринадцатой выставке весной 1902 года[10] и четырнадцатой выставке летом того же года («Бетховенская выставка») Ленц показал ряд рельефов из различных металлов, о которых отзывались как о красивых и изобретательных[11]. Некоторые медные панели были также показаны в 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе[12].
В противоположность, попытка вместе с другими художниками Сецессиона выполнить несколько работ в технике ксилографии для каталога Бетховенской выставки окончилась неудачей: произведения получились «грубыми» и больше похожими на работу любителя, чем опытного художника, хотя совсем отрицательными отзывы не были[13].
Зимой 1903—1904 года вместе с Густавом Климтом Ленц посетил Равенну. Здесь художники увидели золотую мозаику, оказавшую на них сильное влияние[14]. На двадцатой выставке в 1904 году картина Ленца «Яблоки Идунн» была признана одной из самых ярких наряду с работами Климта и Рудольфа фон Альта. Большая картина, похожая по стилю на работы Обри Бердсли, использовала эффектное сочетание золотого и черного: обнажённая черноволосая девушка сидит на фоне пышного пейзажа, её голову украшает золотая корона, на плечи накинут огромный золотой плащ, а в руках — золотые яблоки[15]. В первое десятилетие в Венском сецессионе Ленц испытывал влияние прерафаэлитов; после 1910 в его работах проявляется больше реализма, а с 1918 года он отходит в объединении на второй план[1].
Ар нуво
Ленц был членом официального комитета Сецессиона в 1905 году[16] и 1906 годах[17]. Весной 1906 года он участвовал в выставке Сецессиона с картиной «Лесной король и плачущая дева»[18], принимал участие в показах 1907[19] и 1908 годов[20]. В 1909 и 1910 годах выставлял картину «Марионетки»[21][22], в 1911 — «Концерт»[23]. Затем состоялся показ работ Ленца на выставке 1913 году[24], а следующий раз его работы появились в рамках коллективной выставки в 1941 году[25].
Вдохновением для картины 1913 года «Песнь весны» послужило выступление в Вене в 1904 году танцовщицы Айседоры Дункан: в ней прослеживается символическая тема циклического обновления и возрождения и использован средневековый костюм. Эти идеи и связь с танцем также видны в работах Климта и движении символистов в целом. Также Ленц обращался к религиозным темам, в том числе написал картину «Крещение эфиопов»[26].
Во время Первой мировой войны Ленц создал несколько плакатов, рекламирующих австро-венгерские военные облигации[27].
В 1938 году Ленц вышел из Венского сецессиона и вернулся в Дом художников[1].
Личная жизнь
В 1904 году Ленц переехал в Нижнюю Австрию, где стал учителем рисования в семье Купельвизеров. В 1926 году он женился на Иде Купельвизер (1870—1927), дочери юриста Карла Купельвизера[28], но из-за смерти Иды брак продлился всего четыре месяца.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Lenz, Maximilian, Lenz, Maximilian, vol. 5, 1970, pp. 139-140.
- ↑ Ordentliche Mitglieder (неопр.) // Ver Sacrum. — 1898. — Т. 1. — С. 28.
- ↑ Wilhelm Schölermann. Die erste Ausstellung der "Vereinigung bildender Künstler Österreichs" (нем.) // Kunstchronik: Wochenschrift für Kunst und Kunstgewerbe : magazin. — 1898. — 21 April (Bd. 22). — S. 355.
- ↑ A World (недоступная ссылка). Museum of Fine Arts, Budapest. Дата обращения: 4 апреля 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- ↑ Liste der verkauften Werke (неопр.) // Ver Sacrum. — 1899. — Т. 6. — С. 32.
- ↑ Studio-Talk (неопр.) // Studio: international art. — 1899. — № 76. — С. 131—132.
- ↑ Wilhelm Schölermann. Die Frühjahrs-Ausstellungen der Secession und des Künstlerhauses in Wien (нем.) // Kunstchronik: Wochenschrift für Kunst und Kunstgewerbe : magazin. — 1899. — 27 April (Bd. 23). — S. 356.
- ↑ Georg Jacob Wolf. Winterausstellung der Münchener Secession (неопр.) // Die Kunst für alle: Malerei, Plastik, Graphik, Architektur. — 1912. — 15 March (т. 12). — С. 274.
- ↑ Liste der verkauften Werke (неопр.) // Ver Sacrum. — 1901. — Т. 12. — С. 209—210.
- ↑ B Zuckerkandl. Wiener Ausstellungen (неопр.) // Die Kunst für alle: Malerei, Plastik, Graphik, Architektur. — 1902. — 1 April (т. 13). — С. 297—299.
- ↑ Joseph August Lux. Klinger's Beethoven und die moderne Raum-Kunst (неопр.) // Deutsche Kunst und Dekoration. — 1902. — С. 480.
- ↑ Von Ausstellungen und Sammlungen (неопр.) // Die Kunst für alle: Malerei, Plastik, Graphik, Architektur. — 1904. — 15 March (т. 12). — С. 286.
- ↑ Karl Michael Kuzmany; Karl Michael Kuzmany. Jüngere österreichische Graphiker, [2: II. Holzschitt] (нем.) // Die Graphischen Künste : magazin. — 1908. — S. 73—74.
- ↑ Günther Berger. Relazioni (неопр.). — Peter Lang, 2009. — С. 32. — ISBN 9783631569221.
- ↑ Ludwig Hevesi; Ludwig Hevesi. Wiener Brief (неопр.) // Kunstchronik: Wochenschrift für Kunst und Kunstgewerbe. — 1904. — 29 April (т. 23). — С. 373—374.
- ↑ Vermischtes (неопр.) // Kunstchronik: Wochenschrift für Kunst und Kunstgewerbe. — 1905. — 19 May (т. 24).
- ↑ Vereine (неопр.) // Kunstchronik: Wochenschrift für Kunst und Kunstgewerbe. — 1906. — 25 May (т. 26).
- ↑ Karl Michael Kuzmany; Karl Michael Kuzmany. Die Frühjahr-Ausstellung der Wiener Secession (неопр.) // Die Kunst für alle: Malerei, Plastik, Graphik, Architektur. — 1907. — Т. 17.
- ↑ Ausstellungen (неопр.) // Kunstchronik: Wochenschrift für Kunst und Kunstgewerbe. — 1906. — 23 November (т. 6).
- ↑ Arpad Weixlgärtner; Arpad Weixlgärtner. Ausstellungen (неопр.) // Mitteilungen der Gesellschaft für vervielfältigende Kunst. — 1908. — Т. 2.
- ↑ Karl Michael Kuzmany; Karl Michael Kuzmany. Die Frühjahr-Ausstellung der Wiener Secession (неопр.) // Die Kunst für alle: Malerei, Plastik, Graphik, Architektur. — Т. 17.
- ↑ Karl Michael Kuzmany; Karl Michael Kuzmany. Die Frühjahr-Ausstellung der Wiener Secession (неопр.). — 1910. — 1 June (т. 17).
- ↑ Karl Michael Kuzmany; Karl Michael Kuzmany. Die Frühjahrausstellungen der Wiener Secession und des Hagenbundes (нем.) : magazin. — 1911. — 1 Juli (Bd. 19).
- ↑ Josef Foinesics; Josef Foinesics. Wiener Frühjahrausstellungen (неопр.) // Die Kunst für alle: Malerei, Plastik, Graphik, Architektur. — 1913. — 15 June (т. 18).
- ↑ Anhang (неопр.) // Die Kunst für alle: Malerei, Plastik, Graphik, Architektur. — 1941. — 1 October (т. 1).
- ↑ Hugo Haberfeld; Hugo Haberfeld. Religiöse Kunst in der Wiener Secession (неопр.) // Kunst und Künstler: illustrierte Monatsschrift für bildende Kunst und Kunstgewerbe. — 1906.
- ↑ Subscribe to the 8th War Loan . World Digital Library (10 февраля 2014). Дата обращения: 4 апреля 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
- ↑ Hannes Stekl. Bürgerliche Familien: Lebenswege im 19. und 20. Jahrhundert (нем.). — Böhlau Verlag Wien, 2000. — S. 73. — ISBN 9783205989417.
Литература
- H. Buchner Kopper. Maximilian Lenz. Ein Maler im Licht/Schatten Guatav Klimts (dissertation). — Klagenfurt University, 2001.