Лена (дизель-электроход)
Лена | |
---|---|
![]() |
|
Название | Лена |
Класс и тип судна | Лена |
Район плавания | Антарктика, Арктика |
Ледовый класс | КМ(*)УЛА[1] |
Порт приписки | Мурманск |
Номер ИМО | 5205954 |
Позывной | UQSZ |
Организация | ГП Мурманское морское пароходство |
Изготовитель |
Royal Schelde / Damen Schelde Naval Shipbuilding, Флиссинген, |
Спущен на воду | 4 марта 1954 |
Введён в эксплуатацию | 1954 |
Выведен из состава флота | 1982 |
Статус | утилизовано |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 12 600 т |
Длина | 130,19 м |
Ширина | 18,88 м, |
Осадка | 8,2 м |
Дедвейт | 5000 т |
Двигатели | 4 дизель-генератора |
Мощность | 8200 л. с. |
Движитель | 1 винт |
Скорость хода | 13,2 узлов |
Экипаж | 67 чел. |
Пассажировместимость | 135 чел. |
«Лена» — советский дизель-электроход, транспортное судно ледового класса, участник Советских Антарктических экспедиций в 1955—1975 годах, приписанный к Мурманскому морскому пароходству.
История
25 июня 1953 спущен на воду[1]. 4 марта 1954 года, поднят Государственный флаг СССР на дизель-электроходе ледового класса «Лена» — первом серийном транспортном судне для автономного арктического плавания.
Построен на голландской верфи «Де Шельде», спущен на воду в июле 1953 года. Конструкцию разработали советские ученые, корпус усиленного ледового класса. Впервые применена дизель-электрическая силовая установка. Длина — 130,19 м, ширина — 18,88 м, грузоподъемность — 6000 т., мощность — 8200 л. с., скорость — 13,2 узла.
Судно вошло в состав Мурманского морского пароходства, пришло в Мурманск 17 марта 1954 года. В этом же году совершило первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов.
В 1955 году «Лена» совершила уникальный круговой рейс по маршруту Мурманск — Владивосток — Лондон.
Работала вместе с дизель-электроходом «Обь» в первых двух антарктических экспедициях (1955—1957)[2], в 1956 году на переходе в Атлантическом океане столкнулась с айсбергом, но повреждений не получила.
В 1957 году в ходе высокоширотной экспедиции судно достигло 83°21’ северной широты. С 1958 года «Лена» использовалась для перевозки грузов в Арктике (на острова Визе, Шмидта, Уединения и другие), начинала продленную арктическую навигацию на линии Мурманск — Дудинка.
Капитаны дизель-электрохода «Лена»
- С. П. Губанов (1954),
- А. И. Ветров (с 1955)
Награды, память
21 июня 1971 года дизель-электроход «Лена» награждён памятной медалью Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, посвящённой 50-летию Советской Гидрометеорологической службы
Название флагмана Советских антарктических экспедиций увековечено на картах Антарктики.
Дизель-электроход «Лена», размещен на Спичечной этикетке[3].
Создана почтовая Марка[4].
См. также
Примечания
Литература
- «Лена» // Кольская энциклопедия. В 5 т. Т. 3. Л — О / Гл. ред. В. П. Петров. — Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2013. — 477 с. : ил., портр.
- Описание экспедиции на дизель-электроходе «Лена» 1955—1956 гг. М., 1958
- Чесноков И. Н. От Арктики до Антарктики. Мурманск, 1979
- Селивёрстов Л. С. Дизель-электроходы в Арктике и Антарктике // В Арктике на парусниках и атомоходах. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2008. — С. 273—282. — 410 с. — 1000 экз.