Перейти к содержанию

Лена (дизель-электроход)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лена
 СССР
Название Лена
Класс и тип судна Лена
Район плавания Антарктика, Арктика
Ледовый класс КМ(*)УЛА[1]
Порт приписки Мурманск
Номер ИМО 5205954
Позывной UQSZ
Организация ГП Мурманское морское пароходство
Изготовитель Royal Schelde / Damen Schelde Naval Shipbuilding, Флиссинген,  Нидерланды
Спущен на воду 4 марта 1954
Введён в эксплуатацию 1954
Выведен из состава флота 1982
Статус утилизовано
Основные характеристики
Водоизмещение 12 600 т
Длина 130,19 м
Ширина 18,88 м,
Осадка 8,2 м
Дедвейт 5000 т
Двигатели 4 дизель-генератора
Мощность 8200 л. с.
Движитель 1 винт
Скорость хода 13,2 узлов
Экипаж 67 чел.
Пассажировместимость 135 чел.

«Лена» — советский дизель-электроход, транспортное судно ледового класса, участник Советских Антарктических экспедиций в 19551975 годах, приписанный к Мурманскому морскому пароходству.

История

25 июня 1953 спущен на воду[1]. 4 марта 1954 года, поднят Государственный флаг СССР на дизель-электроходе ледового класса «Лена» — первом серийном транспортном судне для автономного арктического плавания.

Построен на голландской верфи «Де Шельде», спущен на воду в июле 1953 года. Конструкцию разработали советские ученые, корпус усиленного ледового класса. Впервые применена дизель-электрическая силовая установка. Длина — 130,19 м, ширина — 18,88 м, грузоподъемность — 6000 т., мощность — 8200 л. с., скорость — 13,2 узла.

Судно вошло в состав Мурманского морского пароходства, пришло в Мурманск 17 марта 1954 года. В этом же году совершило первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов.

В 1955 году «Лена» совершила уникальный круговой рейс по маршруту Мурманск — Владивосток — Лондон.

Работала вместе с дизель-электроходом «Обь» в первых двух антарктических экспедициях (1955—1957)[2], в 1956 году на переходе в Атлантическом океане столкнулась с айсбергом, но повреждений не получила.

В 1957 году в ходе высокоширотной экспедиции судно достигло 83°21’ северной широты. С 1958 года «Лена» использовалась для перевозки грузов в Арктике (на острова Визе, Шмидта, Уединения и другие), начинала продленную арктическую навигацию на линии Мурманск — Дудинка.

Капитаны дизель-электрохода «Лена»

  • С. П. Губанов (1954),
  • А. И. Ветров (с 1955)

Награды, память

21 июня 1971 года дизель-электроход «Лена» награждён памятной медалью Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, посвящённой 50-летию Советской Гидрометеорологической службы

Название флагмана Советских антарктических экспедиций увековечено на картах Антарктики.

Дизель-электроход «Лена», размещен на Спичечной этикетке[3].

Создана почтовая Марка[4].

См. также

Примечания

Литература

  • Чесноков И. Н. От Арктики до Антарктики. Мурманск, 1979
  • Селивёрстов Л. С. Дизель-электроходы в Арктике и Антарктике // В Арктике на парусниках и атомоходах. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2008. — С. 273—282. — 410 с. — 1000 экз.

Ссылки