Лектор

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Лектор (англ. Lecturer) — академическое звание во многих университетах, хотя значение этого термина несколько варьируется от страны к стране. Как правило, он обозначает академического эксперта, который нанимается для преподавания на условиях полной или частичной занятости. Они также могут проводить исследования.

Сравнение

В таблице представлен широкий обзор традиционных основных систем, но есть университеты, которые используют комбинацию этих систем или других названий. Обратите внимание, что некоторые университеты в странах Содружества приняли американскую систему вместо Системы высшего образования Содружества[англ.].

Система высшего образования Содружества[англ.] Американская система Немецкая система
Профессор (кафедры) Distinguished professor или эквивалент Профессор (ординарный профессор, W3 с кафедрой, C4)
Ридер[англ.] (Reader) или старший лектор (в основном Великобритания) или главный научный сотрудник (в основном национальные институты/лаборатории) / Ассоциированный профессор (Австралия, Новая Зеландия, Индия, Юго-Восточная Азия, Южная Африка, Ирландия) Полный профессор (Full professor) Профессор (экстраординарный профессор, W2, W3 без кафедры, C3)
Старший лектор (Senior lecturer) или старший научный сотрудник (в основном национальные институты/лаборатории) Ассоциированный профессор Старший доцент (Hochschuldozent), старший научный сотрудник (Oberassistent) (W2, C2)
Лектор или ученый-исследователь (в основном в национальных институтах/лабораториях) Ассистент профессора Доцент (Juniorprofessor), стажер-исследователь (Wissenschaftlicher Assistent), ученый консультант (W1, C1, A13)

Использование в мире

Австралия

В Австралии термин «лектор» может использоваться неформально для обозначения любого, кто читает лекции в университете или где-либо еще, но формально относится к определенному академическому званию. Академические звания в Австралии аналогичны таковым в Великобритании, при этом звание ассоциированный профессор примерно эквивалентно званию Ридер[англ.] в британских университетах. Академические уровни в Австралии (по возрастанию академического уровня): (A) ассоциированный лектор, (B) лектор, (C) старший лектор, (D) ассоциированный профессор и (E) профессор[1].

Индия

В Индии можно явиться на собеседование на должность лектора после сдачи теста на совместимость, проводимого Комиссией по университетским грантам[англ.].

Должность эквивалентна ассистенту профессора в системе США. Термин не является универсальным: некоторые университеты предпочитают звания лектор/ридер/профессор, в то время как другие работают со званием ассистент профессора/ассоциированный профессор/профессор.

Таким образом, должность «лектор» для большинства можно считать штатной.

Во многих штатах Индии термин «лектор» или «преподаватель последипломного образования» (англ. Post Graduate Teacher, PGT)[2] также используется для обозначения преподавателей колледжей среднего уровня[3]. Промежуточные колледжи или младшие колледжи эквивалентны высшим средним школам. Такие лекторы являются предметными экспертами, специально привлеченными для преподавания того или иного предмета в старших классах[4]..

Великобритания

В Великобритании термин лектор неоднозначен и охватывает несколько академических званий. Ключевое различие заключается в том, чтобы различать постоянные/бессрочные лекции или временные/срочные лекции.

Постоянный лектор в университетах Великобритании обычно занимает открытую должность, которая включает в себя преподавательские, исследовательские и административные обязанности. Постоянные лекторские должности — это штатные или штатные должности, которые эквивалентны должности ассистента профессора или ассоциированного профессора в Северной Америки. По прошествии нескольких лет лектор может быть повышен до старшего лектора на основе его исследовательского опыта. Эта должность ниже ридера (главного лектора в университетах после 1992 года) и профессора.

В отличие от них, срочные или временные преподаватели назначаются для конкретных краткосрочных потребностей в обучении. Эти должности часто не являются возобновляемыми и являются обычными назначениями после получения докторской степени. В североамериканских терминах «лектор» с фиксированным сроком может иметь ранг, эквивалентный званию внештатного (приглашенного) ассистента профессора. Как правило, более длительные контракты означают больший стаж или более высокий ранг. Преподаватели также иногда могут называться «лекторами» — например, Эксетер назвал некоторых из этой группы лекторами по образованию и стипендиям, чтобы признать вклад преподавания и повысить звание Преподаватели до лекторов. Некоторые университеты также ссылаются на аспирантов или других лиц, которые берут на себя специальное преподавание для сессионных лекторов[англ.] кафедры. «Адъюнкт-профессора» и «сессионные лекторы» в Северной Америке относятся к непостоянным преподавательскому составу и часто получают очень низкую зарплату (всего 6000 фунтов стерлингов в год в 2011―2012 годах). Такое различное использование термина «лектор» вызывает путаницу у ученых за пределами Великобритании.

В процентном соотношении к преподавательскому составу Великобритании доля постоянных лекторов значительно сократилась. Это одна из причин, по которой постоянные лекторские места обычно получают только после нескольких лет постдокторского опыта. Данные Агентства по статистике высшего образования показывают, что в 2013―2014 годах 36% профессорско-преподавательского состава, занятого полный и неполный рабочий день, работали по срочным контрактам, по сравнению с 45% десятилетием ранее. За тот же период доля профессорско-преподавательского состава, работающего по бессрочным контрактам, возросла с 55 до 64 процентов. Другие работали по контрактам, классифицированным как «нетипичные»[5].

Историческое использование

Исторически сложилось так, что в Великобритании повышение до должности старшего лектора отражало мастерство в преподавании или администрировании, а не в исследованиях, и эта должность с гораздо меньшей вероятностью приводила непосредственно к повышению до профессора[6].

В отличие от этого, повышение до старшего лектора в настоящее время основано на научных достижениях (для наукоемких университетов) и является неотъемлемой частью пути продвижения к полноценной кафедре. Повышение до ридера (или главного лектора в университетах, появившихся после 1992 года) иногда все еще необходимо, прежде чем перейти на полноценную кафедру; однако некоторые университеты больше не назначают на должность ридера (например, Университет Лидса и Оксфордский университет). Старшим лекторам и ридерам иногда платят по одной и той же шкале заработной платы, хотя ридеры признаются более старшими.

Многие лекторы открытого состава в Великобритании имеют докторскую степень (50,1% в 2009-2010 гг.) и часто имеют постдокторский исследовательский опыт[7]. Почти во всех областях докторская степень является обязательным условием, хотя исторически это было не так. Некоторые академические должности можно было занимать только на основе исследовательских заслуг, без более высокой степени[8].

Текущее использование

Новые университеты (т.е. университеты, которые до 1992 года назывались политехническими) имеют несколько иную схему ранжирования, чем старые университеты. Многие университеты до 1992 года использовали оценки: лектор (А), лектор (В), старший лектор, ридер, профессор. Между тем, после 1992 года оценки, как правило, следующие: лектор, старший лектор, главный лектор (ориентированный на управление) или ридер (ориентированный на исследования), профессор. Большая путаница связана с различным использованием названия «старший лектор». Старший лектор в университете, созданном после 1992 года, эквивалентен лектору (B) в университете, существовавшем до 1992 года, в то время как старший лектор в университете, существовавшем до 1992 года, чаще всего эквивалентен главному лектору в университете, созданном после 1992 года[9].

Согласно Times Higher Education, в 2006 году Уорикский университет решил «порвать с многовековой академической традицией, переименовав лекторов в «ассистентом профессоров», старших лекторов и ридеров в «ассоциированных профессоров», но по-прежнему называя профессоров «профессорами». Этот радикальный шаг приведет в ужас тех, кто считает, что звание «профессора» должно быть зарезервировано для академической элиты»[10]. В Ноттингеме есть смесь стандартной британской системы и системы в Уорике, где есть как лекторы, так и ассистент профессора. В Рединге в объявлениях о вакансиях и на веб-страницах преподавателей используется титул ассоциированные профессора, но в постановлениях университета эти звания не упоминаются. Они касаются только процедур присвоения традиционных академических званий Великобритании[11].

Срок пребывания в должности и постоянные лекции

С тех пор, как в 1988 году консерваторы приняли Закон о реформе образования, незыблемый срок полномочий, существовавший в Великобритании, уступил место менее безопасной форме владения землей[12]. Технически проректоры университетов могут уволить отдельных преподавателей за плохую работу или сократить отделы института, но на практике это редкость. Наиболее заметный случай применения этой политики произошел в 2012 году в Лондонском университете королевы Марии, где были уволены лектора, работающие по бессрочным контрактам. В настоящее время в учебных заведениях действует политика увольнения и замены неэффективных преподавательских работников. Эта политика осложняется решением трибунала по делу «Болл против Абердина» в 2008 году, различие между преподавательским и исследовательским профессорско-преподавательским составом размывается, что приводит к последствиям для того, кто может и не может быть уволен в британских университетах и при каких условиях.

Несмотря на недавнюю эрозию срока пребывания в должности в Великобритании, она по-прежнему практикуется в большинстве университетов. В бессрочных контрактах используется слово «tenure» для преподавателей, которые «повторно назначены в пенсионный возраст». Это эквивалентно решению о сроке пребывания в должности в США — рекомендации запрашиваются у ведущих мировых ученых, а комитеты по срокам пребывания в должности и продвижении по службе собираются для принятия решений по делам о «сроках пребывания в должности». Как правило, в таких случаях не происходит повышения титула — владение и титул независимы.

США

Поскольку в разных академических учреждениях США термин «лектор» используется по-разному, иногда возникает путаница. На общем уровне этот термин в широком смысле обозначает преподавателей на уровне колледжа, которые не имеют права на постоянную работу и не имеют исследовательских обязательств. В неисследовательских колледжах последнее различие менее значимо, что делает отсутствие постоянной должности основным отличием между преподавателями и другими академическими преподавателями. В отличие от прилагательного «адъюнкт» (которое может изменить большинство академических званий и, как правило, относится к статусу неполного рабочего дня), должность лектора в большинстве школ не решает вопрос о полной занятости и .part. Статус частичной занятости.

От преподавателей почти всегда требуется как минимум степень магистра и довольно часто они имеют докторскую степень. (Например, в Колумбийском университете в Нью-Йорке для звания лектора требуется докторская степень или ее профессиональный эквивалент; они также используют термин «инструкторы по специализированным программам»[13]). Иногда титул используется как эквивалентная альтернатива слову «преподаватель», но школы, которые используют оба титула, как правило, предоставляют своим преподавателям относительно больший потенциал продвижения (например, несколько рангов прогресса, по крайней мере, некоторые из которых влекут за собой привилегии голосования преподавателей или работу в комитете факультета)[14]. Термин «инструктор» может быть достаточно широким, чтобы охватить определенные преподавательские роли, не связанные с преподаванием, например, когда аспиранты обучают студентов[15].

Крупные исследовательские университеты все чаще нанимают штатных преподавателей, чьи обязанности, как правило, сосредоточены в основном на получении высшего образования, особенно на вводных/обзорных курсах. В дополнение к причине, по которой преподаватели более высокого ранга, как правило, предпочитают курсы более высокого уровня, одной из причин также является экономия средств, поскольку преподаватели, не работающие на постоянной основе, как правило, имеют более низкую заработную плату[16]. Когда лектор работает неполный рабочий день, практически нет различий между должностью и адъюнкт-профессором/инструктором и т.д., поскольку все преподаватели, не работающие на постоянной основе, по определению не находятся на постоянной основе. Тем не менее, для штатных преподавателей (или тех, кто регулярно получает зарплату выше какого-либо заявленного уровня, например, на полставки[17]), многие учебные заведения теперь включают эту роль довольно формально — управляя ею с помощью оценки производительности, продвижения по службе, административных обязанностей и многих привилегий преподавателей (например, голосование, использование ресурсов и т. д.)[14].

Новой альтернативой использованию штатных преподавателей в научно-исследовательских институтах является создание параллельной профессуры, ориентированной на преподавание. Он может предлагать постоянную работу и, как правило, имеет серию названий, таких как профессор-преподаватель. (Это аналогично исследовательским направлениям в некоторых университетах, которые обычно имеют серии названий, такие как профессор-исследователь/ученый/стипендиат.) Родственной концепцией, по крайней мере, в профессиональных областях, является клинический профессор или профессор практики, которые, помимо преподавательской направленности (в отличие от исследовательской), также имеют тенденцию иметь практическую/профессиональную/профессиональную ориентацию (в отличие от теории, науки и т. д.).

В некоторых учебных заведениях должность лектора, особенно «заслуженного лектора», может также относиться к должности, чему-то похожей на должность почетного профессора или к временной должности, используемой для приглашенных ученых значительной степени — например, известный писатель может занимать эту должность в течение семестра или года. Когда возникла путаница со статусом президента Барака Обамы на факультете права Чикагского университета, учреждение заявило, что, хотя его должность была «старшим лектором», университет считает его «профессором», и далее отметил, что он использует этот титул для известных людей, таких как федеральные судьи и политики, которые считаются очень престижными, но не имеют времени для того, чтобы посвятить себя традиционной должности[18]. Другие университеты вместо этого используют термин «старший» в этом контексте просто как вопрос ранга или продвижения по службе. В любом случае, ссылки на лекторов любого ранга как на «профессоров» согласуются с обычной практикой США использовать строчную букву p «профессор» в качестве нарицательного существительного для любого, кто преподает в колледже, а также предименного титула адреса (например, «профессор Смит») без обязательной ссылки на должность или ранг должности (например, «Джон Смит, ассистент/ассоциированный/полный профессор»).

Другие страны

В других странах термин используется по-разному.

В Израиле лектор имеет такое же значение в академических кругах, как и в Великобритании.

Во Франции титул maître de conférences («лектор-мастер») — это постоянная должность, которая охватывает исследовательскую и преподавательскую деятельность (и, как правило, административные обязанности). Это самый низкий из двух постоянных рангов профессорско-преподавательского состава (второй — professeur des universités или «университетский профессор»)[19]. Звание лектора используется для преподавателей иностранных языков, не имеющих исследовательских обязанностей[20].

В немецкоязычных странах термин «лектор» исторически обозначал должность лектора ниже профессора, в первую очередь отвечающего за чтение и организацию лекций. Современный эквивалент — это dozent. В настоящее время немецкий термин lektor существует только на филологических или современных кафедрах немецкоязычных университетов для должностей, которые в первую очередь связаны с преподаванием иностранного языка. Эквивалентное звание в немецкой университетской системе — это что-то вроде Juniorprofessor, Dozent, Hochschuldozent, Juniordozent, Akademischer Rat или -Oberrat, Lehrkraft für besondere Aufgaben и тому подобное.

В Польше родственный термин wykładowca используется для обозначения должности, связанной только с преподаванием.

В России лектор — это не ученое звание или название должности, а просто описание педагога, который читает цикл лекций по определенному курсу. Название не несет каких-либо особых обязательств по обучению или исследованиям и является просто техническим описанием. В то время как лекторы, как правило, являются старшими преподавателями (например, профессорами или доцентами), любой член профессорско-преподавательского состава, начиная с младшего специалиста, может читать лекции.

В Норвегии лектор, Университетский лектор и Университетский колледж Лектор — это академические звания в университетах и университетских колледжах Норвегии. Требования к кандидатам на эту должность – сочетание соответствующей степени магистра (пять лет магистратуры или бакалавра плюс два года магистратуры) или выше, исследовательского опыта, опыта преподавания и педагогического образования и подготовки. Звание аналогично званию лектора в Великобритании. Это звание также является академическим званием, которое позволяет учителю читать лекции в Ungdomsskole (средняя школа) по специализированным направлениям и на уровне Videregående skole (средняя школа). Все студенты-учителя в Норвегии теперь должны получить степень магистра, чтобы иметь возможность преподавать на всех уровнях, вплоть до университетов и университетских колледжей.

В Швеции и Дании лектор или universitetslektor — это академическое звание, аналогичное старшему преподавателю в Великобритании и доценту в США. Лектор занимает должность ниже профессора по рангу.

В Эстонии лектор (лектор) – это академическое звание, эквивалентное доценту в США и старшему преподавателю в Великобритании. Преподаватели в Эстонии, как правило, имеют степень доктора философии и занимаются лекционной и исследовательской деятельностью.

В Сингапуре преподаватель в Национальном университете Сингапура — это штатная и возобновляемая должность, которая включает в себя как возможности для финансирования исследований, так и для продвижения до доцента по образовательному треку. Это эквивалентно доценту в университете США.

В Южной Корее термин gangsa дословно переводится как «преподаватель на полставки». Гангса, как правило, работает неполный рабочий день, оплачивается по количеству часов обучения. Никаких исследовательских или административных обязательств не прилагается. В большинстве дисциплин гангса рассматривается как первый шаг в академической карьере. В Корее штатная должность начиналась с «штатного лектора». В Южной Корее работают следующие должности: «штатный лектор (JunImGangSa)», «доцент (JoKyoSu)», «доцент (BuKyosu)» и «профессор (KyoSu)». Поэтому «штатный преподаватель» — это та же должность, что и «доцент» в других странах, в том числе и в США.

В Нидерландах раньше «лектор» приравнивался к званию доцента в университетах. В настоящее время это самый высокий ранг в так называемых «прикладных университетах» (т.е. учебных заведениях, предоставляющих высшую профессиональную подготовку своим студентам). В обычных университетах этого звания больше не существует.

Источники

  1. Australia, Academic Career Structure. eui.eu. Дата обращения: 2 мая 2018. Архивировано 28 июня 2017 года.
  2. KENDRIYA VIDYALAYA SANGATHAN. kvsangathan.nic.in. Дата обращения: 27 апреля 2016. Архивировано 9 мая 2016 года.
  3. Alam, Shah Manzoor. Urban Growth Theories and Settlement Systems of India. — Concept Publishing Company, 2011. — P. xii. — ISBN 9788180697395.
  4. Gore, C. S. Professional Preparation in Physical Education and Sports : [англ.]. — Pinnacle Technology, 17 January 2010. — ISBN 9781618205803.
  5. Zero Points: the persistence of temporary measures, Times Higher Education (4 June 2015).
  6. Policies. University of London.
  7. The rise and rise of PhDs as standard. Times Higher Education. timeshighereducation.co.uk (17 February 2011). Дата обращения: 4 марта 2011.
  8. For example, David Fowler retired as a senior lecturer in mathematics at Warwick in 1990 without having obtained a doctorate. See "Obituary: David Fowler" Архивировано 14 марта 2011 года., The Independent
  9. Graham Webb, Making the Most of Appraisal: Career and Professional Development Planning for Lecturers, Routledge, 1994, p. 30, ISBN 0-7494-1256-9
  10. Lee Elliot Major, "Get the drinks. It's professor all round", Times Higher Education, 31 March 2006
  11. Section XI Election and Appointment to Professorships or Readerships or Senior Lecturerships. Ordinances of the University of Reading (2010-11) 23–25. Дата обращения: 18 декабря 2011. Архивировано 16 апреля 2014 года.
  12. Court, Stephen Memories of jobs for life. Times Higher Education (THE) (5 December 1997). Архивировано 1 февраля 2016 года.
  13. Officers of Instruction. www.columbia.edu. Дата обращения: 2 мая 2018.
  14. 14,0 14,1 Archived copy. Дата обращения: 13 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  15. GSI Teaching & Resource Center
  16. Wayback Machine
  17. Chapter V. The Faculties and Academic Staff - Regents of the University of Michigan. www.regents.umich.edu. Дата обращения: 2 мая 2018. Архивировано 2 мая 2018 года.
  18. "Was Barack Obama really a constitutional law lecturer?" Архивировано 17 июня 2008 года., Fact Check
  19. Décret n°84-431 du 6 juin 1984 fixant les dispositions statutaires communes applicables aux enseignants-chercheurs et portant statut particulier du corps des professeurs des universités et du corps des maîtres de conférences. legifrance.gouv.fr. Дата обращения: 2 ноября 2018.
  20. Décret n°87-754 du 14 septembre 1987 relatif au recrutement de lecteurs de langue étrangère et de maîtres de langue étrangère dans les établissements publics d'enseignement supérieur relevant du ministre chargé de l'enseignement supérieur, 14 September 1987, <https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000867627>. Проверено 2 ноября 2018.