Левицкая, Генриэтта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Генриэтта Левицкая
Жанр станковая живопись, графика (офорт, литография, монотипия), иконопись

Генриэ́тта (Ге́ра) Леви́цкая (польск. Henrietta Lewicka; 27 ноября 1930, Одесса — 21 октября 2010, Львов) — советская, украинская художница. Работала в области станковой живописи, монументально-декоративного искусства, графики (офорт, литография, монотипия) и иконописи. Яркая представительница львовского андеграунда 1960-80-х годов.

Биография

Родилась 27 ноября 1930 года в Одессе, в семье журналиста и педагога Богдана Всеволодовича Левицкого и учителя литературы Татьяны Петровны[⇨]. Семья жила на улице Нежинской. Гера была очень привязана к отцу, в ряде её работ фигурируют детали, прямо на него указывающие, — к примеру, его очки.

Училась в школе в Одессе (1938—1945), в 1945 году переехала с матерью во Львов, где в 1948 окончила школу № 9 на улице Коперника. В 1954 году окончила Институт прикладного и декоративного искусства, где училась у Р. Ю. Сельского, В. А. Манастырского, Л. И. Левицкого.

С 1954 года работала в Дрогобыче (Львовская область), где участвовала в росписи Дрогобычского вокзала и Дома культуры; в 1959 вернулась во Львов.

Много работала по всей Украине — оформляла учреждения культуры и автодорожные павильоны (остановки) в техниках сграффито, цветной и фактурной штукатурки, мозаики. В 1963 году создала яичную темпера-роспись «Иван Федоров» во Львовском полиграфическом техникуме. На сегодняшний день (2019 год) роспись в прекрасном состоянии — её можно увидеть на третьем этаже колледжа.

Семья

Дед — Всеволод Левицкий, священнослужитель в Волынской губернии, позднее — в Ольвиополе Херсонской губернии, где прошло детство отца художницы.

Отец — Богдан Всеволодович Левицкий (1898, с. Ясно-Гродка, Волынская губерния — 21 августа 1937), расстрелян[1] по обвинению в участии в контрреволюционной белоэмигрантской организации (ст. 5410 УК УССР).

Мать — Татьяна Петровна Суховерская.

Брат отца — Милетий Всеволодович Левицкий (1896, Луцк — 1979, Киев), был репрессирован[2]; погиб в ДТП. Своей семьи не имел, сохранял тёплые отношения с племянницей.

Муж — Владимир Андреевич Буглак;

  • сын — Алексей.

Творчество

С 1957 года участвовала в областных, республиканских и зарубежных выставках. В марте 1980 года участвовала в выставке львовских графиков в Государственном художественном музее Эстонии (Таллин).

Творчество Генриэтты Левицкой очень многогранно — графика, живопись, мозаика, иконопись… Всю жизнь она осваивала новые техники, экспериментировала с самыми разными материалами.

При всей многовекторности художника, ее стилистическая манера всегда узнаваема — главным образом сложностью композиций и детальной прорисованностью мельчайших деталей.

Страстный и неуютный художественный мир произведений Г. Левицкой складывается из тематически отдаленных сюжетов. Характерной чертой всех ее работ является глубокое проникновение в то или иное событие, моральное понятие. Каждый персонаж, предметный атрибут занимает в композиции строго определенное место, их «содержательный голос» подчиняется общему поэтическому строю листа, часто решенного в виде мифа, фантазии, гротеска. Такие литографии, как «Одесса-41. Из детских воспоминаний» (1975), серия «Человеческая жизнь» (1972) стали важным завоеванием львовской графики в период возрастания ее проблемности и социально-эстетической значимости. Для изображения глубоко личного художница обращается к дорогим сердцу литературным аналогиям. Известная литературная тема стала основой ее композиции «И белых яблонь дым…» (1976), в которой благодаря очень тонкому психологическому нюансированию, максимальной концентрации мысли и пластико-техническим средствам воссоздана категория времени, ее губительная роль в жизни каждого человека. Психологический анализ моделей присутствует и в цикле «Портреты молодых графиков» (1976). Автор не прост выявляет темперамент каждого персонажа, а совокупностью его психологических черт, соединенных с метафорическим антуражем, дает социально-моральную оценку современника. Не менее проникновенно, несколько зашифровано Г. Левицкая создает собственный художественный образ в «Автопортрете» (1977). Проблема человека, его внутренних связей с миром, со временем остается важной для художницы и в 80-х гг.

Яців Р. М. Львівська графіка. 1945—1990: Традиції та новаторство. — Київ: Наукова думка, 1992.

Энтузиазм Геры в вечных поисках нового обогащал не только ее творчество, но и часто влиял на художественную жизнь Львова в целом. Так, в 1968 году Генриэтта вместе с Даниилом Довбошинским побывала в Сенеже, где ее вдохновила техника литографии. Она начала воплощать на камне творческие идеи, искать новые способы цветной литографии, вдохновив ряд друзей-художников своим новым увлечением.

Вскоре львовским графикам разрешили провести выставку своих работ в литографической технике, которую, правда, быстро закрыли. Кроме работ Генриэтты, на выставке были представлены литографические работы Валерия Демьянишина, Владимира Пинигина, Юрия Чарышникова. Побывав на этой выставке, литографией «заразился» и один из учителей Генриэтты — Леопольд Левицкий. Литография давала художникам ощущение свободы и раскрепощённости.

22 декабря 1979 года по инициативе Генриэтты Левицкой в её художественной мастерской состоялся первый праздник «День графики», отмечать который ежегодно стало доброй традицией львовских графиков.

Работы Генриэтты Левицкой находятся в Украинском Национальном музее (Киев), в Львовской галерее искусств, в Национальном музее во Львове им. Андрея Шептицкого, в Львовском музее истории религий, в Луганском художественном музее и частных коллекциях за рубежом.

Примечания

  1. Левицкий Богдан Всеволодович. Открытый список. Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  2. Левицкий Милетий Всеволодович. Открытый список. Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.

Ссылки