Левин, Израиль Соломонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Левин Израиль Соломонович
Дата рождения 30 августа 1908(1908-08-30)
Место рождения Орша
Дата смерти 2001(2001)
Место смерти Москва
Награды и премии
Орден Ленина Орден Ленина Орден Кутузова I степени
Орден Трудового Красного Знамени

Израиль Соломонович Левин (1908, Орша Могилёвской губернии — 2001[1], Москва) — советский организатор авиационной промышленности. Генерал-майор инженерно-технической службы (1944).

Биография

Начинал трудовую деятельность в 1927 году учеником клепальщика на московском авиационном заводе № 22. Член ВКП(б) с 1928 года. Окончил Академию воздушного флота им. Н. Е. Жуковского в 1931 году. В 1930—1935 годах служил в военно-воздушных силах, затем работал старшим мастером, начальником цеха, заместителем директора и директором московского авиационного завода № 22[2][1][3].

В 1938—1940 годах — директор Иркутского авиационного завода № 125. По инициативе И. С. Левина на заводе была разработана и внедрена стендово-конвейерная сборка самолётов СБ. В результате производительность труда увеличилась в 3 раза, а трудоёмкость на 1 машину составила 18 тысяч человеко-часов, что считалось рекордно низкой цифрой. Первая машина на стенде — бомбардировщик СБ — была собрана за 14 дней. В период его руководства в посёлке построены фабрика-кухня, школа № 34, детский сад № 50, принято решение о строительстве пионерлагеря «Сталинец»[1].

В 1940—1950 годах — директор Саратовского авиационного завода, где руководил организацией производства истребителей Як-1 (1940—1942) и Як-3 (1943).

В июне 1940 года заводу было поручено в трёхмесячный срок освоить серийный выпуск созданного начинающим авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 года первые три самолёта Як поднялись в воздух. С началом Великой Отечественной войны саратовские авиастроители трудились в напряжённом режиме, поставляя на фронт истребители. 23 июня 1943 года немецкие бомбардировщики в ходе ночного налёта сбросили на завод свыше 100 фугасных бомб весом 500—1000 кг, что привело к разрушению 70 % производственных площадей завода и уничтожению 60 % оборудования, сгорело 10 цехов и 23 железнодорожных вагона с сырьём, 25 человек пострадало (ранено и убито)[4]. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряжённого труда выпуск самолётов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3. В начале 1942 года под руководством И. С. Левина на заводе был осуществлён перевод производства основных агрегатов самолётов на поточно-стендовую сборку, подготовлен переход на механизированные поточные линии с синхронизацией ритма, в результате чего выпуск самолётов в 1942 году увеличился почти в три раза по сравнению с 1941 годом[5]. Внедрение новых технологий литья, штамповки, сварки, поточно-стендовая сборка, организаторская работа в трудовых коллективах обеспечили выпуск 8721 истребителя Як-1 и 4848 истребителя Як-3. По личному заданию маршала Г. К. Жукова, под руководством И. С. Левина на Сталинградском фронте в короткий срок была восстановлена боеспособность этих истребителей в 16-й воздушной армии[1].

В 1944 году Израилю Соломоновичу Левину было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы. Отмечен был также и главный инженер завода Григорий Натанович Пивоваров[6].

В послевоенный период под руководством И. С. Левина на заводе была произведена перестройка производства для выпуска реактивной техники, в 1946 году начат выпуск имеющего цельнометаллическое крыло учебно-тренировочного самолета Як-11, в апреле 1949 года отправлен в испытательный полёт реактивный истребитель Ла-15. Одновременно с серийным выпуском Ла-15 произведено освоение обладающего более высокими боевыми качествами МиГ-15[1].

В 1950—1953 годах — заместитель директора отраслевого научно-исследовательского института. В 1970-е годы работал в Министерстве авиационной промышленности СССР, после выхода на пенсию возглавлял совет ветеранов министерства[1].

Автор книги воспоминаний о работе Саратовского авиационного завода во время Великой Отечественной войны «Грозные годы» (Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984. — 176 с., — 10000 экз.); эти воспоминания первоначально печатались в газете «Знамя коммунизма» Саратовского авиационного завода (1981).

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Авиационная энциклопедия Архивная копия от 22 ноября 2015 на Wayback Machine.
  2. Левин Израиль Соломонович. Дата обращения: 21 ноября 2015. Архивировано 22 ноября 2015 года.
  3. Иркутская энциклопедия. Дата обращения: 19 ноября 2015. Архивировано 22 ноября 2015 года.
  4. Зефиров М. В., Дегтев Д. М., Баженов Н. Н. Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 645 с.
  5. Российская еврейская энциклопедия. Дата обращения: 21 ноября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. КУЗНЕЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. Дата обращения: 21 ноября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.