Лаурана, Лучано де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лучано де Лаурана
Некоторые искусствоведы приписывают Лауране авторство знаменитой штудии «Идеальный город» (прежде приписывалась Пьеро делла Франческа или Мелоццо да Форли)

Лучано де Лаурана (Luciano Laurana; 1420, Врана возле Задара, владение Венеции — 1479, Пезаро, Италия) — итальянский архитектор эпохи кватроченто, главный строитель ренессансной резиденции Федериго да Монтефельтро в Урбино, которая вдохновляла, среди прочих, Браманте. По происхождению — славянин из Далмации.

Ранние годы

Лука родился в городке Врана около города Задар, во владениях Венецианской республики. Его отец Мартин имел отношение к строительству. Первые строительные навыки он получил, работая вместе с отцом. Существует предположение, что Лучано — родственник скульптора Франческо Лаурана.

Как и Юрай Далматинец до него, Лаурана пересёк Адриатику, чтобы продолжить карьеру в Марке. Когда Альберти работал в Мантуе над возведением храма Сан-Себастьяно (1465), Лаурана наблюдал за его трудами. Альберти обычно разрабатывал проект будущей постройки, её теоретическое обоснование, а затем передоверял воплощение архитекторам-практикам. Работа рядом с таким выдающимся теоретиком архитектуры, как Альберти, произвела неизгладимое впечатление на воображение Лучано, и он не стеснялся совершенствовать своё мастерство. Самообразование позволило ему стать на один уровень с лучшими архитекторами эпохи раннего Возрождения.

Работа в Урбино

Дворик палаццо Дукале

В 1466 году от Федериго да Монтефельтро он получил приглашение работать в его столице Урбино. Владелец хотел перестроить старинный замок так, чтобы тот не терял оборонительных функций и имел ряд комфортных помещений, достойных дворца. Перестройкой старого замка и включением его фортификационных сооружений в новый ансамбль и занимался архитектор. Лучано де Лауана уже был знаком с типом флорентийского дворца, который терял суровый крепостной облик, особенно во внутреннем дворе с приветливыми аркадами и жилыми помещениями второго и третьего этажей.

Лаурана сохранил и городской собор, и две крепостные башни замка, между которыми создал дворцовый корпус с открытыми лоджиями в сторону города. Они выглядели особенно привлекательно рядом с образцами крепостной архитектуры, главная часть которой была расположена на обрыве над городом. Новым был и большой внутренний двор герцогского дворца с открытыми аркадами. Старое ядро замка было дополнено также садом и южными корпусами дворца.

Характерные черты архитектуры Возрождения наиболее заметны в построении внутреннего двора и в спокойных, приветливых интерьерах дворца. Изготовленные из белого камня колонны, капители сочетаются с желтоватым кирпичом стен. Декоративных деталей немного, и они не противоречат спокойному, уравновешенному характеру архитектуры. Декор интерьеров дополняли картины, созданные Пьеро делла Франческа и самим Лаураной, а также специально изготовленная мебель.

Значение новых дворцовых корпусов и их интерьеров, созданных Лучано де Лаурана в Урбино, увеличивалось из-за воздействия на воображение и вкусы молодого Донато Браманте, который тоже жил в городе и начинал свою карьеру в качестве художника. Они оба покинули Урбино ради работы на правителей из рода Сфорца: Браманте начал работать в Милане, а Лучано де Лаурана переехал в Пезаро.

В Пезаро

Пезаро — портовый город на восточном побережье Адриатического моря. Лучано да Лаурана работал над одним из крыльев дворца префектов. Над приземистой галереей первого этажа был возведён высокий фасад дворцовой постройки с богато декорированными окнами. Этажи были созданы в разные времена, и полной симметрии в сооружении нет. Архитектор был ограничен наличием уже существующей постройки и ограничился лишь пристройками. Во время работы в Пезаро архитектор умер.

Примечания

Источники

  • «Всеобщая история искусств», Т.3, М., «Искусство», 1962
  • «Всеобщая история архитектуры», Т.3, М., 1963
  • «Искусство Италии 13-15 веков», М., «Искусство», 1988
  • La Nuova Enciclopedia dell’Arte, Garzanti, Milano 1986.