Латвийское отделение Литфонда СССР
Республиканское отделение Литературного фонда СССР (Литфонд) было создано сразу после освобождения Латвийской ССР от немецко-фашистских захватчиков с целью оказания материальной и организационной помощи членам Союза советских писателей Латвии, улучшения их жилищных условий и медицинской помощи, а также организации их отдыха и творческих командировок [1]. Средства Союза писателей хранились в Литературном фонде СССР, из которого членам Союза писателей оказывалась материальная помощь, оплачивались отдых, поездки, медицинское обслуживание[2]. Ликвидировано в 1997 году в результате неплатежеспособности[2].
Создание Латвийского отделения Литературного фонда
Учреждения работников культуры были включены в государственную институциональную систему Советского Союза. Каждый творческий союз имел свой фонд, пополнявшийся в централизованном порядке в соответствии с утверждёнными правительством правилами. В Латвии действовали республиканские отделения Литературного фонда СССР и Художественного фонда СССР[3]. В 1945 году также было создано Латвийское республиканское отделение Музыкального фонда СССР[2].
Латвийское республиканское отделение Литературного фонда СССР (Литфонд) было учреждено приказом Литературного фонда СССР № 242 от 29 декабря 1944 года. Оно начало работать 1 января 1945 года. В том же году в Юрмале был создан дом творчества писателей[2] и для их нужд было выделено 9 дач[4].
13 мая 1946 года состоялись выборы председателя и секретаря правления Латвийского республиканского отделения Литературного фонда СССР. На эти должности были номинированы участники Великой Отечественной войны, военные корреспонденты 43-й гвардейской Латышской дивизии Арвид Григулис и Валдис Лукс[2].
Уже за первое полугодие 1945 г. из Литфонда было выплачено 45 тысяч рублей «тем писателям, которые вернулись с фронта и эвакуации, обнаружив квартиры, разграбленные фашистами»[4].
Наиболее частые заявления о назначении льгот от Литфонда поначалу были связаны с кредитами и продлением срока их погашения по тем или иным причинам: задержка публикации или выплаты гонорара, семейные сложности, необходимость получить дополнительные средства. Кроме того, писатели просили материальной помощи на приобретение одежды и обуви и даже продуктов питания[2].
Клуб писателей при Литературном фонде организовывал литературные дни, праздники, вечера, встречи писателей с читателями.
Правила
5 июня 1961 года Президиум Правления Литературного фонда СССР и 12 июня 1961 года Секретариат Союза писателей СССР утвердили обязательную для всех отделений инструкцию «Об определении правил материально-бытовой помощи членам Литературного фонда СССР, их семьям и потомкам отечественных литературных классиков». Инструкция предусматривала право на получение помощи для членов Литфонда и членов их семей, причём как для активно работающих, так и периодически работающих писателей, творчество которых «имело или имеет литературно-общественное значение»[2].
Инструкция предусматривала порядок получения пособий на творческие командировки и творческий отдых, выдачу денежных кредитов по решению Секретариата Правления Союза писателей СССР и Союза советских писателей соответствующей республики. Член Литфонда имел право на бесплатное или частично оплачиваемое проживание в доме творчества, «путёвки» на курорты, в санатории, сезонные дома творчества и отдыха. Членам Литфонда также предоставлялась высококачественная бесплатная медицинская помощь, для чего в том же 1961 году в Риге была создана спецполиклиника, обслуживавшая также других членов творческих союзов. Для нужд писателей в Риге был открыт книжный магазин и даже обувная мастерская[2].
Доходы фонда
Средства в Литературный фонд СССР поступали на основании постановления правительства СССР[5]. Содержание домов отдыха и медицинских учреждений оплачивалось за счёт отчислений от издательств, перечислявших в фонд десять процентов авторского гонорара. Серьёзной статьёй дохода Всесоюзного фонда было издание популярной всесоюзной «Литературной газеты». Членские взносы писателей составляли десять рублей на человека в год. Средства Литературного фонда СССР складывались из доходов от мероприятий и других государственных грантов[6].
Привилегии участников
Современные латышские исследователи Мадара Эверсоне и Янис Ога признают, что творческая интеллигенция была окружена заботой советской власти и пользовалась многочисленными привилегиями. Уже в июне 1941 года, на первом съезде Союза советских писателей Латвии, были обнародованы ставки гонораров за авторский лист, которые составляли 250-500 рублей за прозу, 500-800 рублей за поэзию, 250-1000 рублей за научно-техническую литературу, 150-500 рублей за учебники. Для защиты интересов писателей при заключении договора с издательством на подготовку произведения ему выплачивался аванс, а срок исполнения заказа со стороны автора составлял до 4 лет. Пьесы, переданные по договору для представления в театрах, можно было играть не более 150 раз, можно было вообще не ставить, но от выплаты гонорара драматургу это не освобождало. Он также получал отчисления от сборов за каждый спектакль, до 2%, в зависимости от жанра. Произведения на латышском языке оплачивались на 25% больше[7]. При публикации произведений в печати за строчку размером 59 знаков полагался гонорар 20-60 копеек за корреспонденцию или репортаж, 0,5-1 рубль за статью (но не более 100 рублей за каждую), 1-3 рубля за стихи[7]. Средняя зарплата в СССР в то время составляла 180 рублей.
«В советский период Союз писателей был богатой организацией, поэтому Литературный фонд мог поддержать своих членов как в периоды творческих неудач, болезней, так и в другие тяжелые моменты», — говорил председатель Латвийского союза писателей Андрейс Краулиньш в интервью 2000 года, отвечая на вопрос, почему в независимой Латвии некогда мощный союз утратил своё могущество и даже похоронить своих членов по-человечески не в состоянии[8].
В 1997 году Латвийское отделение Литературного фонда, отделившееся от всесоюзного вместе с Союзом писателей в 1989 году, было ликвидировано[8].
Дом творчества в Дубулты
Дом творчества писателей в Дубулты был основан в 1945 году и стал привлекательным местом отдыха для многих литераторов со всего Союза. Константин Паустовский говорил: «Если бы все сочинения [созданные здесь] были зарегистрированы, то можно было бы почти говорить о «Дубултской эпохе в литературе»»[2].
Срок путёвки в Дом творчества составлял от двух недель до двух месяцев и нередко продлевался. Для Анатолия Имерманиса Дом творчества стал постоянным местом жительства, поэтому в завещании он попросил развеять часть кремационного праха возле него[9].
Развитие Дома творчества неразрывно связано с Михаилом Бауманом, который стал его директором в 1948 году, обеспечил развитие материально-технической базы Дома и строительство нового современного корпуса. В 1976 году Баумана признали значимой личностью в истории Дома творчества, он был удостоен звания Заслуженного работника здравоохранения[2].
В соответствии с Решением правления Литературного фонда СССР в 1954 году Дому было присвоено имя Райниса. В комплексе появились новые постройки: столовая, ванное и душевое отделение, оборудован теннисный корт, запланировано строительство нового корпуса, рассчитанного на пятьдесят человек. Из летнего дома отдыха он превратился во всесезонное место. За летний сезон 1954 года здесь отдохнули четыреста писателей[2].
Со сдачей в эксплуатацию нового девятиэтажного корпуса, построенного по проекту Яниса Вилциньша и Георга Минча в 1970 году, вместимость Дома творчества значительно возросла[2].
В начале 1990-х Дом творчества в Дубулты оставался единственным источником доходов Литературного фонда. К сожалению, экономическое положение Юрмалы, на которое повлияло введение визового режима, загрязнение моря и другие условия, показало, что большие дома не приносят прибыли[10].
Поликлиника
Писательская поликлиника в цокольном этаже Дома Беньяминов была открыта в 1961 году, её возглавил опытный врач-хирург Виталс Ога.
В 1964 г. в поликлинике работали двадцать восемь врачей — хирург, терапевт, стоматолог, радиолог, невропатолог, гинеколог, офтальмолог, оториноларинголог и другие. Cпециальная поликлиника была престижным учреждением здравоохранения и предоставляла своим клиентам персонализированную и всестороннюю помощь, при необходимости безотлагательно направляя их в лучшие стационары Риги и Москвы. Поликлиника получила известность как лучшая во всем СССР[2].
Директора
С 1 января 1945 г. директором Латвийского республиканского отделения Литературного фонда была кадровая большевичка Эмма Фелдмане (1894–1969). Родилась в крестьянской семье в Курземе, переехала с родителями в Ригу, где те устроились работать на заводе. Во время Первой мировой войны эвакуировалась с родителями в Пермь, где работала швеей. После провозглашения Советской власти в Латвии в 1919 году она была техническим секретарем партии большевиков Елгавского края независимой Латвийской Советской Республики. Отступила с красными частями на территорию России, получила образование. В 1933 году была направлена на подпольную работу в Латвию как агент «Илзе». Была арестована, заключена в тюрьму. Снова выехала в СССР, во время войны работала в тылу. С 1945 года и до выхода на пенсию в 1960 г. возглавляла Латвийское республиканское отделение Литературного фонда СССР, несколько раз избиралась секретарем первичной партийной организации Союза советских писателей Латвии[11][12][13].
В 1960 г. директором фонда назначена Эльвира Заке (её ласково называли «зайчишка», «зайчик», «заяц», в соответствии с фамилией, которая переводится как «зайчиха»). Она была участницей Великой Отечественной войны, операционной медицинской сестрой в 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии. Э. Заке приобрела непререкаемый авторитет среди литераторов, реализуя в своей деятельности принципы профессионализма, точности и безоговорочного исполнения обещаний. Личную дружбу с первым секретарем ЦК ЛКП Арвидом Пельше она использовала для создания специальной поликлиники в подвале здания Латвийского союза писателей (Дом Беньяминов), а также писательского квартирного фонда. «Она всегда возвращалась от Пельше с какой-нибудь пользой», — писали Янис Кузулис и Эрикс Ханбергс[9].
См. также
Примечания
- ↑ Ilgonis, Bērsons. Plecu pie pleca. Veltījums Latvijas Padomju rakstnieku savienības četrdesmitgadei.. — Rīga: Liesma, 1980. — P. 58.
- ↑ Перейти обратно: 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Агия Абике-Кондрате. Деятельность КГБ Латвийской ССР и репрессивных институций по обеспечению медицинской помощи, творческого труда и отдыха представителей творческих профессий = LPSR Valsts drošības komitejas un represīvo institūciju darbība radošo profesiju pārstāvju veselības aprūpes, radošā darba un atpūtas nodrošināšanā // Труды комиссии по изучению КГБ : научный сборник. — Рига, 2016. — 17 августа.
- ↑ Zelmenis, Gints. “Kultūras pārraudzība un cenzūra Latvijā padomju okupācijas apstākļos 1940.–1941. gadā”, Latvijas vēsture 20. gadsimta 40. – 90. gados, Latvijas Vēsturnieku komisijas raksti. Rīga: Latvijas vēstures institūta apgāds, 2007, 28. – 29. lpp.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Emma Feldmane. LITERATŪRAS FONDA DARBĪBA. Деятельность Литературного фонда (латыш.). www.periodika.lv. Literatūra un Māksla, Nr.24 (29 июня 1945). Дата обращения: 9 декабря 2023.
- ↑ Совет народных комиссаров СССР. О Литературном фонде СССР . Исторические материалы (28 июля 1934).
- ↑ Latvijas PSR mazā enciklopēdija, III sējums, galv. red. V. Samsons. Rīga: Zinātne, 1969, 394. lpp.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Совет народных комиссаров Латвийской ССР. Новое уложение об авторских правах. Jauns nolikums par autora tiesībām (латыш.). Периодика ЛНБ. Brīvais Zemnieks, Nr.144 (18 июня 1941).
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Валдис Руминьш. На кой нам этот Союз писателей? (латыш.). www.periodika.lv. Literatūra un Māksla (9 марта 2000). Дата обращения: 9 декабря 2023.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 Ķuzulis, Jānis, Hānbergs, Ēriks. Rakstniekos ārpus grāmatu lappusēm. Nopietnības un uzjautrinoši gabaltiņi. Rīga: Jumava, 2010, 14., 48. lpp.
- ↑ VALDIS RŪMNIEKS. Kam mums šī Rakstnieku savienība?. На кой нам этот Союз писателей? . www.periodika.lv. Literatūra un Māksla, Nr.10 (9 марта 2000). Дата обращения: 9 декабря 2023.
- ↑ Jānis Zalītis. Atmiņu kondrontācija . www.periodika.lv. Padomju Jaunatne, Nr.52 (14 марта 1985). Дата обращения: 9 декабря 2023.
- ↑ Sirds sāp, sirds neaizmirst. Сердце болит, сердце не забывает . www.periodika.lv. Literatūra un Māksla, Nr.4 (25 января 1969). Дата обращения: 9 декабря 2023.
- ↑ Emma Feldmane . www.periodika.lv. Cīņa, Nr.21 (24 января 1969). Дата обращения: 9 декабря 2023.