Ларин, Юрий Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юрий Ларин
Имя при рождении Юрий Николаевич Ларин
Жанр живопись

Юрий Николаевич Ларин (8 мая 1936, Москва — 15 сентября 2014, Москва) — российский художник, живописец и график; член Союза художников СССР (1977). Серебряная медаль Академии художеств (2001).

Биография

Родился в семье видного государственного деятеля Николая Бухарина и Анны Лариной. С 1938 по 1946 год после ареста родителей воспитывался в семье родственников — Б. И. и И. Г. Гусман, после их ареста с десятилетнего возраста — в детском доме под Сталинградом.

В 1958 окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. В 1958—1960 работал инженером-гидротехником на строительстве Саратовской ГЭС и в проектных организациях. В 1960 начал заниматься в Заочном народном университете искусств им. Н. К. Крупской на факультете рисунка и живописи. В 1965—1970 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское), на факультете художественного конструирования (промышленный дизайн).

Как профессиональный художник начал работать в начале 1970-х годов. С 1970 по 1986 преподавал в Московском художественном училище Памяти 1905 года. Начиная с 1977, четыре года посвятил переводу книги профессора Принстонского университета Стивена Коэна о Н. И. Бухарине. В 1980 в письме Витторио Страда обосновал свой художественный метод, впоследствии названный им концепцией предельного состояния. Оставил преподавание после тяжелой болезни (1985), приведшей к утрате движений в правой руке. С 1986 работал только левой рукой.

Умер дома в Москве 15 сентября 2014 года. Похоронен в Москве.

Сын Николай (род. 1972), экс-директор академии футбольного клуба «Чертаново».

Творчество

Работы находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Музея искусства народов Востока, Государственного Литературного музее, Музея Андрея Сахарова, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова, музеев Караганды, Томска, Нижнего Тагила, Ижевска, Усть-Каменогорска, редакции журнала «Наше наследие» (Москва), Фонда Генриха Белля, в частных собраниях России и за рубежом.

Г. Ельшевская: «…Искусство Ларина раскрывается не сразу: оно негромко, замкнуто и подчеркнуто неэмоционально. Его безлюдные пейзажи, погруженные в тишину и одиночество, приглашают к молчаливому меланхолическому созерцанию; эта природа как бы не требует зрительского соучастия… Диалог художника с природой выглядит как монолог самой природы — эстетически организованной, — но чувство автора спрятано за абсолютностью этой организации. …кроме темы чисто пейзажной, здесь есть и тема художнической рефлексии, и тема самого искусства как механизма творческого преображения натуры, как способа гармонизации мира. …Отбрасывая детали, идя на смелые пластические деформации, Ларин обнажает „душу“ ландшафтного вида»[1]

Е. Мурина: «Юрий Ларин подтвердил свою принадлежность к наследникам культуры, опиравшейся на пространственно-пластические принципы, восходящие к творчеству Сезанна. Разумеется, он не является „сезаннистом“… Вообще его взаимодействие с богатствами классического живописного наследия не имеет адресов… Юрий Ларин никогда не пишет своих работ с натуры. Природа, человек, натюрморт дают ему творческий импульс. Но главное для него — это процесс возникновения живописной композиции, когда борьба с предметностью изображения корректируется необходимостью не потерять предмет, не увлечься своевольной игрой с цветом и остановиться там, где „конфликт изобразительности и музыкальности“ разрешается в пользу их баланса…»[2]

А. Рюмин: «Если задаться вопросом, что это за явление — „художник Юрий Ларин“, то, отвечая кратко, можно сказать — „художник планеты Земля“. Я бы имел при этом в виду не только результаты его особенного мировидения, запечатленного в живописи, но и некую воображаемую эмблему всей его человеческой судьбы»[3]

В. Мойст: «Его искусство мжно назвать элитарным, оно действительно не для всех — в том смысле, что не каждому очевидна глубина, которая кроется за внешней простотой. Ларин не изобретал новых жанров: чтобы высказаться по максимуму, ему хватало и хватает привычных форматов — пейзажа, портрета, натюрморта. Однако с привычными, едва ли не ординарными мотивами он обращается на собственный лад. Свой метод он именует „живописью предельных состояний“, подразумевая переход натуры в другое — эстетическое и философское — качество»[4]

Библиография

  • Выставка в фойе — «Вечерняя Москва», № 98, 28 апреля 1982
  • Азаркович В. Без названия, о выставке в театре Ермоловой. «Художник», № 5, 1983
  • Ельшевская Г. Юрий Ларин. «Советская графика», № 9, 1985, 4 илл.
  • Папикян Д. Выставка художников-педагогов. «Московский художник», 18 мая 1985.
  • Glueck G. Show by a Soviet Painter Brings a Crowd but Not Him. "The New York Times, February 4, 1987.
  • Юренева Е. Преображение натуры. «Творчество», № 9, 1989.
  • Панфилова Н. Трудная судьба мастера. «Известия», № 54, 22 февраля 1989, фото.
  • Иллеш Е. Мелодия удивления. "Советская культура, 25 февраля 1989, фото, илл.
  • Кирсанова В. Семь красок палитры. «Культура и жизнь», № 1, 1989, фото, 2 илл.
  • Гефтер М. Страстное молчание: Раздумья о человеке в художнике. «Родина», № 1, 1989, фото, 3 илл.
  • Ельшевская Г. В. В: "Юрий Ларин. Живопись/Акварель. Каталог выставки. Союз художников СССР. Московская организация Союза художников РСФСР. М., «Советский художник», 1989
  • Волков В. А. В: "Юрий Ларин. Живопись/Акварель. Каталог выставки. Союз художников СССР. Московская организация Союза художников РСФСР. М., «Советский художник», 1989
  • XIII Biennale des Ostseelander, Norwegens und Islands. Internationale Ausstellung mit Werken bilden Kunst: Kunst im Frieden fur den Frieden. Ausstellung in der Kunsthalle Rostock. 1 Juli bis 27 August 1989 (каталог групповой выставки — илл., текст)
  • Дардыкина Н. У бездны на краю /интервью с Ю.Лариным/. «Московская правда», 7.12.1991, фото
  • Ельшевская Г. Новый альбом графики. М., Советский художник, 1991 (упоминание), 2 илл.
  • Zarte Farben des landlichen Lebens: Der Moskauer Boll-Stipendiat Yuri Larin stellt Aquarelle und Olbilder im Rathaus. «Durener Zeitung», № 181, 4/08/92, фото
  • Malereien auf rauher Tapete: Ausstellung in Duren Rathause. «Durener Nachrichten», 8.08.92
  • Scott C. Lost Son Finds Himself with Art. «The Moscow Times», 21.10.92, фото
  • «Kennen sie Diese namen?». Galerie «Raissa», Erfurt (каталог выставки русской графики в Эрфурте, Германия), 1992. Фото, илл.
  • Исмаилова Н. Юрий Ларин на фоне своих пейзажей. «Известия», 7 декабря 1993
  • Scott C. Artist’s New Freedom Add Life His canvas. «The Moscow Times», 19.10.93, фото
  • Мурина Е. Подлинность судьбы. «Наше наследие», № 31, 1994, фото, 3 илл.
  • Соловьев В. Отмщение красотой. «Искусство народов мира. НИКОР», № 15, 1994, илл.
  • «Literatur und Kunst im Heinrich Boll-Haus Langenbroich. Ein Lesebuch mit Portraits, Texten und Bildern der Gaste 1990—1994. Herausgegeben vom Hienrich Boll-Haus Langenbroich e.V. und der Hienrich-Boll-Stiftung e.V.» Текст о Ю.Ларине, фото, 4 илл.
  • Исмаилова Н. Печальная гармония. «Неделя», 19-25 сентября 1994, фото.
  • Wolenweber B. Die Landschaften von Juri Larin. «Wostok», № 6, Januar- Februar, 1995
  • Карпова Т. Мелодия портрета. «Московские новости», № 20, 19-26 мая 1996, илл.
  • Ардер А. Окно в безгрешный мир. Выставка итальянских пейзажей Юрия Ларина. «Вечерний клуб», 16.10.1997, фото
  • Анисимов Г. Горячее солнце Италии. «Культура», № 41, 23.10.1997
  • Фрезинский Б. Италия в Козицком. «Невское время», № 216, 26.11. 1997
  • Юрий Ларин. «Из итальянского цикла». Масло. Акварель. Государственный институт искусствознания. 1-26 октября 1997 г., Москва (каталог выставки).
  • Сидур Г. А., Сидур М. В. (сост.). Юрий Ларин. Сборник материалов к выставке «Времена года Юрия Ларина». М., 1998. Московский государственный музей Вадима Сидура.
  • Петров-Стромский В. Времена года Юрия Ларина. «Искусство», № 23 (95), июнь 1998
  • «Художником делает судьба». Интервью с Ю.Лариным Т.Теодорович. Журнал «Арт-хроника», № 1, 1999.
  • Публикация работ Ю.Ларина в журнале «Арт-хроника», № 3-4, 2000, 3 илл.; № 5-6, 2000.

Примечания

  1. Г. Ельшевская. Журнал «Советская графика», № 9, 1985
  2. Елена Мурина. Журнал «Наше наследие», № 31, 1994
  3. Александр Рюмин «Природа, мир, тайник вселенной…» Альбом «Юрий Ларин. Избранное». 2013
  4. Велимир Мойст. Предельные состояния сына врага народа. 2011 http://www.gazeta.ru/culture/2011/07/27/a_3713461.shtml Архивная копия от 2 ноября 2014 на Wayback Machine

Ссылки