Ландшафты сновидений

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера
Жанр монография о кино
Автор Георгий Дарахвелидзе
Язык оригинала русский
Дата написания 20072019
Дата первой публикации 2008 (1 книга), 2015 (2 книга), 2016 (3 книга), 2017 (4 книга), 2018 (5 книга), 2019 (6 книга), 2019 (7 книга)

Монография «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» — многотомное произведение, посвящённое жизни и творчеству классиков английского кино Майклу Пауэллу и Эмериху Прессбургеру, в 7-ти томах за авторством киноведа Георгия Дарахвелидзе.

Описание

В монографии о британских режиссёрах изучается и анализируется процесс развития кинематографа в контексте мировой культуры, охватывающей период от немого кино 20-х годов до конца XX века. Начиная с 40-х годов прошлого века самыми известными фильмами «Арчеров», как именовали союз Пауэлла и Прессбургера по названию созданной ими киностудии, стали: «Кентерберийская История» (A Canterbury Tale, 1944), «Вопрос жизни и смерти» (A Matter of Life and Death, 1946), «Черный нарцисс» (Black Narcissus, 1947), «Красные башмачки» (The Red Shoes, 1948), «Маленькая задняя комната» (The Small Back Room, 1949) и «Наблюдающий» (в российском прокате «Подглядывающий»(Peeping Tom, 1960). После выхода фильма «Наблюдающий» британские режиссёры много лет находились в забвении, и только начиная с 1976-го года, при непосредственной поддержке Мартина Скорсезе, начиналось их второе восхождение к вершине.

В монографии столетие кинематографа подразделяется на четыре четверти: Пауэлл и Прессбургер активно работали в кино с 1926-го по 1951-й года до «Сказок Гофмана» (Jacques Offenbach’s The Tales of Hoffmann, 1951), затем они пропали из кино на четверть века, и вновь пережили пик реабилитации с 1976-го по 2000-й. В книге автор рассмотрел кинематографические приемы съемки и монтажа, способы выстраивания сцен и кадров, применяемые режиссёрами разных эпох и изменяющиеся по мере развития кинематографических технологий, например, трансцендентный глаз в кино. Сотни имен и судеб, среди которых Уолт Дисней и Александр Корда, Оскар Фишингер и Кен Рассел, Сергей Эйзенштейн и Баланчин, Дягилев и Рубен Мамулян, герои театра, кино и балета XX века вплетены в структуру книги, неразрывно связанные с судьбой Пауэлла и Прессбургера.

Работа над монографией «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера» продолжалась с 2007-го по 2019-й года. За это время писатель несколько раз побывал в Великобритании, в библиотеке Британского Киноинститута British Film Institute по приглашению сына Майкла Пауэлла — Коламбы Пауэлла (Columba Powell), исполнившего в «Наблюдающем» роль главного героя в детстве.

Монография находится в Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеке[1] , в Библиотеке ВГИК[2]., в Российской Государственной библиотеке, в Государственной библиотеке киноискусства им. С. М. Эйзенштейна.

Отзывы

Виктор Зацепин считал, что монография стала «лабиринтом» отсылок, в котором и читатели, и автор проходят по местам истории в поисках ответа на вечную культурологическую и искусствоведческую загадку: как период славы, переходящей в забвение, превращается в почитание таланта режиссёров на новом витке истории. Автор использует характерные приемы для выстраивания целой анфилады аллюзий, тщательно и скрупулезно исследуя исторические документы и среду проживания гениев кино[3].

Кирилл Разлогов, профессор, доктор искусствоведения,[4] писал:

На обширном поле современной литературы о кино фундаментальные исследования становятся чуть ли не археологической редкостью…Тем интереснее обнаружить книгу, в которой молодой исследователь берет на себя труд собрать, обобщить и проанализировать весь доступный материал по творчеству художников

Татьяна Алешичева в своей статье «Пауэлл, Прессбургер и все-все-все»[5] называла монографию Георгия Дарахвелидзе «академической книгой о британском кино, написанной в неакадемичной манере» и одновременно «максималистски фундаментальным трудом».

Олег Погодин, кинорежиссер, в предисловии к 5-му тому написал:

Третий и четвертый том «Ландшафтов…» могли бы смело носить подзаголовок «Конец волшебства». Пятый — ренессансный — просится быть названным «Возвращение волшебства»…Сначала историки кино и критики, а потом — молодые режиссеры. Скорсезе, Де Пальма, Коппола, Спилберг — все они были обязаны кинематографу Пауэла и Прессбургера


Награды

Диплом Гильдии Киноведов и Кинокритиков России Премии «Слон» за книгу «Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера»[6] 1 том (2008).

Книги

Дарахвелидзе Георгий. Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Том 1 — 4. — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2008—2017. (720 стр. — 568 стр. — 372 стр. — 404 стр.) ISBN 966-8300-34-3, Том 5 — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2018. 360 стр. ISBN 567-966-8314-52-7, Том 6 — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2019. 512 стр. ISBN 567-966-8314-52-7, Том 7 — Изд. Глобус-пресс. Винница. 2019. 394 стр. ISBN 567-966-8314-57-2

Примечания

Ссылки