Перейти к содержанию

Лангганс, Карл Готтгард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Готтгард Лангганс
нем. Carl Gotthard Langhans
Основные сведения
Дата рождения 15 декабря 1732(1732-12-15)
Место рождения Ландесхут (ныне Каменна-Гура), Силезия
Дата смерти 1 октября 1808(1808-10-01) (75 лет)
Место смерти Грюнайх под Бреслау
Работы и достижения
Работа в городах Берлин, Потсдам

Карл Готтгард Лангганс, Карл Готтхард Лангханс (нем. Carl Gotthard Langhans; 15 декабря 1732, Ландесхут (ныне Каменна-Гура), Силезия — 1 октября 1808, Грюнайх под Бреслау) — прусский архитектор и строитель Берлина. Его произведения являются одними из ранних построек в стиле классицизма в Германии. Его самая известная работа — Бранденбургские ворота в Берлине.

Биография

Памятная доска. Берлин, Шарлоттенштрассе, 48
Мемориальная доска. Каменна-Гура, Силезия

Карл Готтгард Лангганс был сыном Готфрида Лангганса (? —1763), проректора евангелических школ в Ландешуте и Швайднице. Лангганс изучал право, математику и языки в Университете Галле (1753—1757). Архитектуру изучал самостоятельно, читая труды древнеримского архитектора Витрувия, а также Иоганна Иоахима Винкельмана. Брал частные уроки в Бреслау.

В 1764 году Лангганс устроился строительным инспектором при дворе принца Франца Филиппа фон Хацфельд-Глейхен-Трахенберга (1717—1779), чей городской дворец в Бреслау, разрушенный во время Семилетней войны, он восстанавливал в 1766—1774 годах по собственному проекту. В качестве первой работы на службе королевской семьи Лангганс в 1766 году проектировал лестницу и «ракушечный зал» в стиле фридерицианского рококо в Рейнсбергском дворце для принца Генриха Прусского[1].

При поддержке принца фон Хацфельда в 1768—1769 годах Лангганс смог поехать в Италию. Позднее он посетил Англию, Голландию, Бельгию и Францию. В 1771 году Карл Готтгард женился на Анне Элизабет Йекель, дочери юриста из Бреслау. У них было пятеро детей: дочери Луиза Амалия и Джулиана Вильгельмин, сын Карл Фердинанд, который стал архитектором. Двое других детей умерли в раннем возрасте. Лангганс и его семья с 1782 года жили в Бреслау, в 1786 году переехали в Берлин.

В 1786 году Лангганс стал почётным членом Берлинской Академии искусств. В 1788 году король Пруссии Фридрих Вильгельм II назначил его директором недавно основанного Главного строительного управления (Oberhofbauamtes) в Берлине.

В Бреслау он был членом «Масонской ложи у Столпа» (Freimaurerloge Zur Säule). В преклонном возрасте архитектор удалился в свое имение в Грюнайхе недалеко от Бреслау. Похоронен на Большом кладбище (Großen Friedhof) во Вроцлаве. Кладбище было разрушено в 1957 году.

Cын Карла Готтарда Лангганса — Карл Фердинанд (1782—1869) — также берлинский архитектор театральных зданий, последователь К. Ф. Шинкеля, работавший в стиле «прусского эллинизма»[2].

Архитектурное творчество

Лангханс родился в период барокко, а заканчивал своё творчество в период классицизма. Он не успел создать ярко выраженный индивидуальный стиль, поскольку работал в переходный период, сочетая приёмы позднего барокко с элементами, почерпнутыми из античности. Он использовал зарисовки классической архитектуры, сделанные во время своих путешествий. В некоторых проектах он применял не только барочные, но и неоготические элементы, как например, в башне Мариенкирхе (Берлин-Митте) в 1789—1790 годах, а также в здании Потсдамской «Готической библиотеки» (1792—1794), построенной по заданию Фридриха Вильгельма II, а также в садовых постройках парка Сан-Суси.

В 1792 году Ланггансу была поручена внутренняя отделка пострадавшего от пожара здания Оперного театра на Унтер-ден-Линден, построенного в 1741—1742 годах по проекту Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа в стиле английского классицизма по образцам палладианской архитектуры.

Во время путешествия в Англию Лангганс познакомился с архитектурой английского классицизма братьев Роберта и Джеймса Адамов, особенности которого он часто использовал в своих проектах. Работы Лангганса в стиле классицизма снискали ему репутацию «современного архитектора». Одним из первых в Германии он стал использовать мотивы палладианской архитектуры.

С постройкой Бранденбургских ворот (1789—1791) современники увидели в нём «мастера греческой архитектуры», «который поднимает Афины из руин и придаёт столице новое великолепие»[3]. Примечательно, что в качестве прототипа Бранденбургских ворот Лангганс избрал не древнеримскую триумфальную арку, а типично греческие пропилеи с горизонтальным, архитравным перекрытием, классический образец которых дан в Пропилеях Афинского Акрополя. «Силезская областная газета» в 1808 году писала: «В Силезии началось улучшение вкуса в архитектуре и во всех искусствах и ремёслах». Карл Готтгард Лангганс завершил возведение парадной резиденции короля Фридриха Вильгельма II, Мраморного дворца в Новом саду Потсдама, начатое Карлом фон Гонтардом, и выполнял много других заказов в Берлине.

Архитекторы Лангханс и Жилли, Давид Давид Жилли стали создателями берлинского классицизма, архитектурного стиля, который в связи с последующими постройками в столице К. Ф. Шинкеля назовут «прусским эллинизмом»[4].

Память

Карл Готтгард Лангганс кончался в 1808 году. На доме в Каменна-Гура (Силезия), где он родился, установлена памятная доска. Часть городского парка была названа в его честь. Мемориал создан в столичном районе Берлин-Кройцберг. Мемориальная доска установлена на месте его бывшего дома на Шарлоттенштрассе в районе Берлин-Митте. Федеративная Республика Германии почтила память архитектора Лангганса в дни его 250-летия и 275-летия, выпустив специальные почтовые марки. Марка 80 пфеннигов появилась 10 ноября 1982 года (мотив: дворцовый театр в Шарлоттенбурге) и марка стоимостью 55 центов 27 декабря 2007 года (мотив: Бранденбургские ворота).


Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 370
  3. Küster S. Ch. G. Der Freundschaftsbund. In: Berlinischer Musenalmanach. — Berlin, 1791. — S. 123
  4. Власов В. Г. Прусский эллинизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 845—851

Литература