Лаврентьев, Максим Игоревич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Максим Игоревич Лаврентьев
Род деятельности поэт, прозаик, литературовед, историк, культуролог, редактор, главный редактор

Макси́м И́горевич Лавре́нтьев (род. 28 февраля 1975, Москва) — поэт, прозаик, редактор, литературовед, культуролог. Также известен как художник и композитор. Член Зиновьевского клуба «МИА Россия сегодня»[1][2][3].

Биография

Максим Лаврентьев родился 28 февраля 1975 года в Москве[4].

Отец — дирижер, композитор Игорь Александрович Лаврентьев (1921—1997).

Учился на дирижёрско-хоровом отделении в музыкальном училище[5]. Работал кладовщиком на автостанции[6], параллельно в 2001 году окончив Литературный институт им. А.М. Горького, куда поступил по рекомендации Льва Ошанина[7], затем — редактором в еженедельниках «Литературная газета» и «Литературная Россия», главным редактором журнала «Литературная учёба», вернувшегося при нём к формату литературно-критического издания[8][9][10].

Лаврентьев сделал невозможное. Он фактически возвратил «Литучёбу» из небытия. Журнал стал площадкой для острых литературных дискуссий. Он зафонтанировал неожиданными идеями. В нём исчезла слащавость, зато появились соль и перец. Издание быстро начало набирать вес и авторитет. Из собрания трафаретных дебютов и наукоблудия «Литучёба» превратилась в журнал литературно-критической мысли.

Литературное творчество

Максим Лаврентьев начинал как поэт и книжный рецензент в середине 2000-х годов в российской и зарубежной литературной периодике. Отзывы о его творчестве опубликованы в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Вопросы литературы» и др.

В каком-то смысле Максим Лаврентьев — реалист от поэзии, столь предметны, вещественны его стихи, внимательны к детали, ко всякой бытовой новизне. Без перечня предметов не обходится, пожалуй, ни одно его стихотворение. <…>Но удивительно — дав неприглядную грубую картинку, бросив разговорное словцо, он вдруг мгновенно переходит к изящному. Как бы даже воспаряет. Черпнет из низин и тотчас — в горний мир — к высокому штилю и выспреннему слогу.

Во многих стихах Лаврентьева мы и впрямь наблюдаем напевное благозвучие и даже редкое в наши дни стремление к осмысленной ясности образов и мыслей. Но не забывайте, что мы находимся на границе, где встречаются разные государства, разные традиции. Степенная классическая ясность то и дело переходит в свою хулиганскую противоположность — и это не менее важно для Лаврентьева, чем внятное благозвучие.

В 2015 году в издательстве «Академика» вышло стихотворное переложение псалмов Давида, отмеченное отечественной и зарубежной прессой[14][15]. В частности, колумнист русскоязычной нью-йоркской газеты «Еврейский мир» писал:

Что же помогло русскому интеллигенту, едва ли владеющему ивритом, так попасть в нерв, так тонко и созвучно оригиналу выстроить свою, почти никогда не буквально-переводческую, линию отражений святого текста — мне трудно даже вообразить. Это — чудо.

В 2018 году в издательстве «Альпина Паблишер» увидела свет книга «Дизайн в пространстве культуры» (топ-25 лучших книг года в жанре non-fiction по версии «Независимой газеты»[16]).

В сборнике остроумных эссе о важнейшем феномене нашего времени мы знакомимся с искусством и прошедших эпох, и современности, воспринимая его через призму взгляда эрудированного и оригинально мыслящего автора. Максим Лаврентьев рассказывает как о прикладных аспектах дизайна, так и об «элитарных», делая доступными сложные эстетические понятия.

Аннотация издательства[17]

Проходя курс психологической реабилитации в университетской клинике города Базель (Швейцария), где, по его словам, «когда-то лечили Ницше»[18], в короткий срок написал роман «Воспитание циника» (премия петербургского журнала «Зинзивер» за 2015 год[19]), носящий, по мнению одного из рецензентов, Олега Филипенко, автобиографический характер[20]. В то же время канадский писатель Владимир Лорченков отнёс роман к жанру литературной пародии[21]. Сам автор определяет произведение как «игровую мемуаристику», это «мистификация, но она и похожа на то, что было, и не похожа в то же время; для меня она заменила мои собственные воспоминания»[22].

Да, история максимально приближена к реальности, она понятна и вполне узнаваема, однако не забывайте: в центре повествования писателя находится другой писатель, а значит мы имеем дело как бы с двойным капканом, и внутренняя мотивировка основного персонажа здесь более сложна, чем у простого обывателя, не связанного напрямую с искусством — обманным, из ряда вон выходящим и неоднозначным явлением. Тайна этой странной и, пожалуй, ни на что не похожей книги, кажется, чуть-чуть приоткрывается автором в конце, после прочтения героем шокирующе-откровенного письма его первой возлюбленной: «В целом же отделить правду от вымысла в истории Наины не представлялось возможным. Вот ведь накрутила хвостом хитрая рыжая девочка, разбрасывательница дневников, мастерица исповедальной прозы! Годы Литинститута все-таки не пропали даром».

В 2019 году книга вышла в издательстве «Рипол-классик» и была признана одной из 50 лучших книг года по версии «Независимой газеты»[23].

Декабрь 2020 — премьера программы «Псалмы Давида и органная классика» в Органном зале Культурно-просветительского центра в подмосковных Дубровицах.[24][25]

2020-21 годы — переводы сонетов Антонио Вивальди[26] и новые эпиграфы к фортепианному циклу П. И. Чайковского «Времена года»[27] для концертной программы «Времена года. Вивальди и Чайковский» в англиканском соборе Святого Андрея.[28]

Осенью 2021 года вышел отдельным изданием цикл историко-литературных очерков «Весь я не умру…» (М., Вест-Консалтинг) — размышления над пророческими и предсмертными произведениям Гавриила Державина, Александра Пушкина, Евгения Боратынского, Михаила Лермонтова, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Даниила Хармса, Александра Введенского и других. Сокращённый текст отдельными главами публиковался в «Независимой газете» с 2019 по 2021 годы. Книга была встречена заинтересованными рецензиями в прессе: Евгений Лесин, ответственный редактор литературного приложения к «Независимой газете», посвятил ей передовицу[29], а критик Михаил Бойко в еженедельнике «Завтра» отметил ее религиозную направленность и ясность авторского стиля.

Поэт почти всегда религиозен, телесная смерть для него — просто переход в иную жизнь. Религиозен не в конфессионально-обрядовом смысле (хотя одно другому не мешает), а в смысле убежденности — бездоказательной, но непреодолимой — в существовании Бога / Абсолюта, осмысленности Вселенной и человеческого существования, в неизбежности посмертной жизни. Таковы были великие поэты, анализируемые Лаврентьевым, да и сам Лаврентьев точно такой же.

Если говорить о самой книге, то немаловажное её достоинство — язык, которым она написана. Это кристально-чистый язык в духе Никола Буало и Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Лаврентьев пишет не заготовку для научной статьи, не основу для диссертации. У него не найдешь литературоведческого воляпюка и многоэтажной аргументации с назойливыми ссылками. Это вдумчивый разговор с самим собой и читателем.

Книге и ее автору был также посвящен выпуск передачи «Открытая книга» на телеканале «Россия-Культура».[30]

Весной 2022 года издательство «Вест-Консалтинг» выпустило сразу две книги Лаврентьева — переиздание «Псалмов Давида», средства для которого были частично собраны на краудфандинговой платформе Planeta.ru, и первый с 2013 года сборник поэтических произведений — «Музыка в крови».

Максим Лаврентьев удивительно сочетает в своей поэтике два вектора: погружение в себя — и воспарение в горние сферы, констатацию драмы, трагедии дня нынешнего — и почти симфонический апофеоз вечности. Посвящение вечности — вся его поэтическая жизнь…

Осень 2022 года — премьера поэтического переложения Книги Притчей Соломоновых.[32]

Художественная и музыкальная деятельность

Дебют в качестве художника (апрель 2020 года) — портрет поэта Велимира Хлебникова как иллюстрация газетной статьи о нем.[33]

Апрель 2021 года — первая персональная выставка живописных работ в арт-пространстве «Нигде Кроме».[34][35][36]

1 июля 2022 года состоялся релиз сольного музыкального альбома Максима Лаврентьева «Мелодии воспоминаний» под лейблом «Pancher» на YouTube, Apple Music, Яндекс.Музыка и других стриминговых сервисах. В альбом вошло восемь оригинальных инструментальных композиций в стиле нью-эйдж.[1]

Библиография

Книги

  • 2011 — На польско-китайской границе. — М., ЛУч.
  • 2012 — Видения земли. — М., Литературная Россия.
  • 2013 — Основное. — М., Литературная Россия.
  • 2015 — Псалмы Давида. — М., Академика.
  • 2018 — Дизайн в пространстве культуры. От арт-объекта до эклектики. — М., Альпина Паблишер.
  • 2019 — Воспитание циника. — М., Рипол-классик.
  • 2021 — «Весь я не умру…»: предчувствия и пророчества русских поэтов. — М., Вест-Консалтинг.
  • 2022 — Музыка в крови. — М., Вест-Консалтинг.

Аудиокниги

  • 2019 — Как награждали на Гражданской. — Storytel.
  • 2019 — Дизайн в пространстве культуры: от арт-объекта до эклектики. — Storytel.

Интервью

Видео

Ссылки

Литература. Источники

Примечания

  1. Онлайн п/к «Презентация издания книги Александра Зиновьева „Исповедь отщепенца“, приуроченного к 98-летию со дня рождения философа».
  2. Е. Яковлева. Мемуарный роман. В Москве вышла книга Александра Зиновьева «Исповедь отщепенца». — Российская газета. Столичный выпуск № 246(8300).
  3. Клуб литературных открытий «КлубОК»!. // Архивная копия от 16 февраля 2021 на Wayback Machine Библио-Глобус, 30.11.2019.
  4. Лаврентьев М. Вот и «Всё». Архивная копия от 5 октября 2015 на Wayback Machine // Октябрь, № 5, 2011.
  5. Церковный путь всегда был для меня неприемлем. // Архивная копия от 11 мая 2013 на Wayback Machine Thankyou.ru. 12.04.2013.
  6. Ульяна Бородина. Максим Лаврентьев: Человек — это судьба // Образовательное право : приложение к «Учительской газете». — 2012. — 12 июля (№ 28).
  7. Воскресенский, Филипп. Поэт в непоэтическое время // Литературная Россия : журнал. — 2009. — 5 августа (№ 31—32).
  8. Ремесло и провидчество (англ.). www.ng.ru. Дата обращения: 9 марта 2019. Архивировано 6 марта 2016 года.
  9. С. Костырко. За рамки журнала, за пределы Москвы. Журнальный зал. Дата обращения: 9 марта 2019. Архивировано 10 декабря 2017 года.
  10. Дмитренко Сергей. Журнал «Литературная учеба». Журнал «Литература» № 10/2010. webcache.googleusercontent.com. Дата обращения: 9 марта 2019.
  11. Вячеслав Огрызко. Скандальная отставка // Литературная Россия : журнал. — 2011. — 5 августа (№ 31—32).
  12. Шаргунов С. Лаврентьев летает над пробками. Архивная копия от 19 мая 2014 на Wayback Machine // Вести.ру. 11.04.2011.
  13. Замостьянов А. На границе. Архивная копия от 21 ноября 2021 на Wayback Machine // Литературная Россия, 2011.
  14. Господь не знахарь. НГ-Exlibris. «Независимая газета». Дата обращения: 9 марта 2019. Архивировано 18 апреля 2019 года.
  15. 15,0 15,1 Арье Юдасин. О Литературном собратстве // «Еврейский мир» : газета. — N. Y., 2015. Архивировано 2 мая 2016 года.
  16. Обошлось без харассмента. «Независимая газета». Дата обращения: 11 февраля 2019. Архивировано 12 февраля 2019 года.
  17. Дизайн в пространстве культуры. От арт-объекта до эклектики — купить книгу Лаврентьева Максима. «Альпина Паблишер». Дата обращения: 3 июня 2020. Архивировано 3 июня 2020 года.
  18. Илья Смирнов. Я с детства помню череп прапрадедушки…. НГ-Exlibris. Независимая газета (19 февраля 2020). Дата обращения: 8 ноября 2020. Архивировано 12 ноября 2020 года.
  19. Лауреаты журнала «Зинзивер» за 2015 год. ООО «Вест-Консалтинг». Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 15 марта 2017 года.
  20. Олег Филипенко. Максим Лаврентьев «Воспитание циника» // Зинзивер : журнал. — 2016. — № 2.
  21. 21,0 21,1 Роман Романов. «Воспитание циника»: двойной капкан для читателя. Сноб (11 декабря 2019). — Рецензия. Дата обращения: 8 ноября 2020. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  22. Радио Медиаметрикс. Самое оно! До какой степени можно обнажаться в современной литературе?. YouTube. Дата обращения: 9 сентября 2019. Архивировано 27 июля 2021 года.
  23. Кошки, мышки и книжки. НГ-Exlibris. «Независимая газета» (26 декабря 2019). Дата обращения: 10 октября 2022. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  24. Музыкально-поэтический вечер «Поговори ещё со мной, псалтирь…». Максим Лаврентьев, Павел Быков, Юлия Иконникова. Сайт Подольской филармонии. Дата обращения: 10 октября 2022.
  25. Максим Лаврентьев. Псалмы Давида и органная классика. YouTube. Дата обращения: 25 апреля 2021. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  26. Максим Лаврентьев. Времена года. Вивальди и Чайковский. «Читальный зал». Дата обращения: 4 мая 2021. Архивировано 4 мая 2021 года.
  27. Максим Лаврентьев. Эпиграфы к девяти пьесам цикла «Времена года» П. И. Чайковского. «Читальный зал». Дата обращения: 4 мая 2021. Архивировано 4 мая 2021 года.
  28. Антонина Аносова. «Потчует их соком Дионис» // Независимая газета. — 2021. — 14 апреля. — ISSN 1560-1005.
  29. Евгений Лесин. Куда там Нострадамусу…. НГ-Exlibris. «Независимая газета» (29 сентября 2021). Дата обращения: 11 октября 2021. Архивировано 14 октября 2021 года.
  30. Открытая книга. Максим Лаврентьев. Smotrim.ru. Дата обращения: 12 августа 2022.
  31. Крюкова Е. Ход времени. // Независимая газета, 01.09.2022.
  32. Встреча с поэтом, прозаиком, редактором и культурологом Максимом Лаврентьевым. Культура.РФ (2022-10-07♀4accessdate=2022-10-10).
  33. Правило падения государств / / Независимая газета. www.ng.ru. Дата обращения: 7 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  34. Марианна Власова. Зацени мою пустоту // Независимая газета. — 2021. — 22 апреля.
  35. Навстречу выставке. Ютьюб-канал Максима Лаврентьева (15 февраля 2021). Дата обращения: 25 апреля 2021. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  36. Marianna. Дата обращения: 25 апреля 2021. Архивировано 25 апреля 2021 года.