Лабенский, Франц Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франц Иванович Лабенский
Дата рождения 1770(1770)
Дата смерти 1850(1850)
Страна  Российская империя
Род деятельности музейный работник, искусствовед

Франциск-Ксаверий, Франц Иванович Лабенский (17701850) — видный музейный работник, искусствовед Российской империи, сотрудник Императорского Эрмитажа и автор первого описания его коллекции, изданного при императоре Александре I, художник, почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

Биография

Поляк по происхождению. Известный в своё время художник. В Варшаве был учеником и помощником живописца Марчелло Баччарелли, придворного художника и хранителя картинной галереи короля Станислава Августа Понятовского[1].

В Россию Лабенский приехал в 1795 году и со следующего года участвовал в оформлении интерьеров Гатчинского дворца в качестве помощника архитектора Винченцо Бренны, который перестраивал дворец для великого князя Павла Петровича. Выполненные им декоративные росписи в опочивальне Марии Фёдоровны «в стиле рокайля и стиле Луи XVI» погибли во время войны в 1944 году[2].

Брат Франца Лабенского, приехавший вместе с ним в Санкт-Петербург, был известным антикваром, привёз в российскую столицу большую коллекцию картин и наладил успешную торговлю произведениями искусства. В 1797 году при императоре Павле I по рекомендации Бренны Лабенский был приглашён князем Н. Б. Юсуповым, «почётным любителем петербургской Академии художеств» на должность хранителя живописи Императорского Эрмитажа и прослужил в музее пятьдесят два года вплоть до своей смерти в 1850 году. В 1805 году поставлен во главе II Отделения Эрмитажа (картины, кабинет редкостей, бронза, изделия из мрамора), но непосредственно курировал только живопись. В. Ф. Левинсон-Лессинг в «Истории картинной галереи Эрмитажа» писал, что «выдвижение на пост заведующего картинной галереей художника, не обладавшего никакой научной подготовкой и не зарекомендовавшего себя предварительно какими-либо трудами в этой области, представляло собой прямое продолжение общих для XVIII века тенденций назначать хранителями галерей художников», однако далее Лабенский «отдал все свои силы музейной работе и выработался в хорошего специалиста, тем более что и в Эрмитаж он пришёл уже с определённым запасом знаний по истории искусства и с несомненной музейной подготовкой»[3].

В короткое время Лабенский сумел завоевать авторитет знатока живописи и заботливого хранителя. При императоре Николае I дослужился до звания статского советника. С его именем неразрывно связана история Картинной галереи Эрмитажа первой половины XIX века. При участии Лабенского галерея была значительно расширена за счёт многих удачных приобретений. В поездках по странам Западной Европы Лабенский приобретал картины, и «чутьё художника, его природный вкус и знания истории живописи никогда его не подводили. Они сыграли важную роль в развитии музея»[4]. В 1797 году под руководством Лабенского был составлен первый каталог императорского собрания картин на русском языке. Лабенский также составил описание картин Эрмитажа на французском языке в 2-х томах с гравюрами: «Galerie de l’Ermitage, gravée au trait» (СПб., 1805—1809). К книге приложен русский перевод текста Г. А. Глинки.

Большое внимание Ф. Лабенский уделял вопросам реставрации. В 1817 году был осуществлён его проект об учреждении при Эрмитаже реставрационной школы, которую возглавил знаменитый в будущем специалист А. Ф. Митрохин (1766—1845), назначенный ранее, в 1801 году камердинером в помощь Лабенскому для наблюдения за картинами.

В 1812 году Лабенский по распоряжению императора Александра I отобрал тридцать картин «для украшения католических храмов Таврической губернии».

Лабенский занимал служебную квартиру в Северном павильоне Малого Эрмитажа. На знаменитой картине «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» художника Григория Чернецова он изображён в кругу многих выдающихся современников.

Примечания

  1. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1928. — Bd 22. — S. 164—165
  2. Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. — Л.: Искусство, 1974. — С. 32, 79 (Примеч. 32)
  3. В. Ф. Левинсон-Лессинг. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). — Л.: Искусство, 1985. — С. 134—135
  4. В. Ф. Левинсон-Лессинг. — С. 135—145

Ссылки