К-5 (ракета)
K-5 РС-1У | |
---|---|
«Изделие ШМ» Код НАТО: AA-1 Alkali | |
Тип | УРВВ малой дальности |
Статус | снята с вооружения в 1970-е |
Разработчик |
ОКБ-2[1] КБ завода № 455 (Р-55)[1] |
Главный конструктор | Д. Л. Томашевич |
Годы разработки | С 1951 |
Начало испытаний | 8 октября 1953 |
Принятие на вооружение |
РС-1У: 1956 РС-2У: 28 ноября 1957 РС-2УС: 10 октября 1960 |
Производитель |
Завод № 455 (Королёв) Завод № 575 Завод № 622 |
Годы производства | 1956[1] — ? |
Основные эксплуатанты |
СССР Китай Чехословакия |
Модификации |
К-5 (РС-1У) К-5М (РС-2У) К-5С (не производилась) К-5МС (РС-2УС) К-55 (Р-55) PL-1 |
Основные технические характеристики | |
Дальность пуска: 2-5,2 км (до 10 км) Скорость полёта цели: 1600 км/ч Боевая часть: осколочно-фугасная, 9,25-13 кг |
|
↓Все технические характеристики |
К-5 (РС-1У — реактивный снаряд первый управляемый[2] или Изделие ШМ, по классификации МО США и НАТО: AA-1 Alkali — «Щелочь») — советская управляемая ракета класса «воздух-воздух» с радиокомандной системой наведения. Разработана в ОКБ-2 МАП СССР, под руководством Д. Л. Томашевича. Разработка К-5 началась в 1951 году.
История разработки
Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей-перехватчиков начались в КБ-1 почти за год до выхода официального постановления Совета Министров СССР от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, чтобы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причём предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».
НИИ-17 занялся разработкой радиолокационной станции (РЛС) для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.
Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 года в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолётам-мишеням начались в марте 1955 года, и уже 8-го числа была поражена первая мишень. После принятия на вооружение в 1956 году система получила наименование С-1-У, самолёт — МиГ-17ПФУ, а сама ракета — РС-1У (сокр. реактивный снаряд первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.
В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 года 40 ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили в 1956 году на заводе № 21 в Горьком. В 1956 году провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Ещё одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало — упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.
Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно — уже весной 1956 года во Владимировке состоялись её первые пуски с истребителя МиГ-19 (СМ-2М).
После принятия системы на вооружение по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1343—619сс от 28 ноября 1957 года она получила обозначение С-2-У, ракета — РС-2У. На горьковском заводе № 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолётов с 1956 по 1960 год.
Уже во второй половине 1950-х годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолётах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 — наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины 1960-х годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.
Ещё до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии № 12 от 3 марта 1958 года было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской № 0103), а также изготовление на заводе № 153 ещё трёх ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 года лётчик-испытатель В. И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 — самолёт Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара). В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960 года № 1108—460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолёт — Су-9, РЛС ЦД-30 — РП-9, ракета К-51 — РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолёте — МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулась, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
В 1963 году проводились испытания по применению ракеты РС-2УС по наземным целям. Такой вариант применения был признан возможным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и слабой боевой части.[1]
Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце 1950-х годов лицензией. В конце 1990-х годов на основе РС-2У в Польше была создана ракета-мишень для тренировки расчётов зенитных ракетных комплексов.[3]
Модификации и носители
- К-5 (РС-1У) — базовый серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
- К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
- К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не пошла.
- К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
- К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.[1]
- PL-1 (кит. трад. 霹靂一號, упр. 霹雳一号, пиньинь Pī lì yī hào, палл. Пи ли и хао, буквально Удар грома 1) — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.
Тактико-технические характеристики
Модификация | РС-1У | РС-2У | РС-2УС | Р-55 |
---|---|---|---|---|
изделие «ШС» AA-1 Alkali |
изделие «И» AA-1A Alkali[4] |
изделие «ИС» AA-1A Alkali |
изделие «67» AA-1B Alkali[4] | |
Принятие на вооружение | 1956 | 1957 | 1960 | 1972[4] |
Самолёты-носители/боекомплект | МиГ-17ПФУ/4, Як-25К/?, МиГ-19ПМ/4[4] |
МиГ-19ПМ/4 | МиГ-19ПМУ/4[4], Су-9/2-4, МиГ-21ПФМ/Р/МФ/? |
МиГ-21ПФМ/С/?, Су-9/2-4 (Миг-21бис[4], Су-9, Су-15[1]) |
Пусковое устройство | АПУ-3[5] | АПУ-4[5] | АПУ-4[4], АПУ-19 (внутренние) и АПУ-20 (внешние)[5], АПУ-7[4] |
АПУ-68УМ[4] |
Зона поражения по дальности, км | 2-3 | 2-5,2 (реально 1,5-3,5[5], 2,5-3,5[4]) |
2-6[5] (2,5-3,5[4]) | 1,2-10[1] (1,2-2,8[4]) |
Зона поражения по высоте, км | 5-10 | 0,7-16 (2,5-16,5[4]) | 5-20[5] (2,5-16,5/20,5[6])[4] |
0-22[1] |
Скорость поражаемой цели, км/ч | 1600 | |||
Длина ракеты, м | 2,35 | 2,45 (2,494[4]) | 2,5[4] | 2,76[4] |
Диаметр корпуса, мм | 200 | |||
Размах крыла, м | 0,55 | 0,65 | 0,654[4] | 0,65[4] |
Стартовая масса, кг | 74,3 | 82,6 (82,2[5]) | 82,7[4] | 91,1[4] |
Время управляемого полёта, сек. | ||||
Максимальная скорость, м/с | 800[4] | |||
Допустимая перегрузка при пуске, g | ||||
Перегрузка перехватываемой цели, g | ||||
Боевая часть | ОФБЧ 9,25 кг (11,35[5]) | 13 кг (13,5[5]) | 13 кг | Две ОФБЧ (передняя и хвостовая), 8,6 кг[4] |
Система наведения | по радиолучу самолётной РЛС | ИК ГСН C-59[7] | ||
Взрыватель | неконтактный радиовзрыватель РВ-1У[5] |
неконтактный радиовзрыватель РВ-2У[5] |
неконтактый оптический НОВ-55[7] «Роза» ИК-диапазона[7][8] | |
Двигательная установка | РДТТ тягой 1340 кгс[5] |
Операторы
Бывшие
- СССР: К-5, в 1967 полностью заменена К-55, оставалась на вооружении до начала 70х годов.
- Венгрия: РС-2УС
- Китай: копия К-5, обозначаемая PL-1
- Польша: РС-2У и РС-2УС
- Чехословакия: РС-2У и РС-2УС.
См. также
Источники
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 История ОАО "Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение" . Оф. сайт ОАО "Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение" (2009). Дата обращения: 18 декабря 2011. Архивировано 25 марта 2012 года.
- ↑ Мясников Виктор. Сверхзвуковые ракеты находят цель . Независимое военное обозрение (1 июня 2012). Дата обращения: 1 июня 2012. Архивировано 5 июля 2012 года.
- ↑ Коровин В. Ракеты "Факела" / Под общ. ред. В. Г. Светлова. — М.: РИА "Глория-Арт", 2003. — С. 154.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 4,21 4,22 Gordon, 2004, с. 15—22.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 Марковский, Перов, 2005, с. 4—7.
- ↑ При использовании на МиГ-19ПМ и Су-9, соответственно.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Gordon, 2004, с. 23.
- ↑ Крылья Родины, № 8, 1995, с. 16—18.
Литература
- Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
- Марковский В. Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух». — М.: Экспринт, 2005. — 47 с. — ("Экспринт: Авиационный фонд").
- Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух» // Авиация и Космонавтика. — 2002. — № 1. — С. 5—11.
- Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух»Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16—18. — ISSN 0130-2701. //
- Gordon Yefim. Soviet/Russian Aircraft Weapons. Since World War Two. — Hinkley, England: Midland Publishing, 2004. — 207 p. — ISBN 1-85780-188-1.