К-140
K-140 | |
---|---|
История корабля | |
Государство флага | СССР |
Порт приписки | губа Сайда, бухта Ягельная |
Спуск на воду | 23 августа 1967 |
Выведен из состава флота | 19 апреля 1990 |
Современный статус | разделана на металл |
Основные характеристики | |
Тип корабля | РПКСН |
Обозначение проекта | 667АМ «Навага-М» |
Разработчик проекта | ЛПМБ «Рубин» |
Главный конструктор | О. Я. Марголин |
Кодификация НАТО | «Yankee-II» |
Скорость (надводная) | 16 узлов |
Скорость (подводная) | 28 узлов |
Рабочая глубина погружения | 320 м |
Предельная глубина погружения | 450 м |
Автономность плавания | 70 суток |
Экипаж | 119 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов, |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 7 760 т |
Водоизмещение подводное | 11 500 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
128 м |
Ширина корпуса наиб. | 11,7 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
7,9 м |
Силовая установка | |
2 водо-водяных реактора ВМ-2-4 2 паротурбинных установки ОК-700 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635 2 турбогенератора (52 000 л.с.) |
|
Вооружение | |
Минно-торпедное вооружение |
ТА 4 x 533-мм, 2 x 400 мм, 22 торпеды. |
Ракетное вооружение | 12 ПУ БРПЛ Р-31 комплекса Д-11 |
ПВО | 1 ПЗРК «Стрела-3М» |
К-140 — советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, второй корабль проекта 667А «Навага», единственный корабль модернизированный по проекту 667АМ «Навага-М».
История службы
Постройка
Зачисление подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» в списки кораблей ВМФ произошло 21 января 1965 года. 19 сентября того же года корабль был заложен на стапеле цеха № 50 на «Севмашпредприятии». 23 августа 1967 года состоялся вывод из цеха и спуск на воду. 30 декабря 1967 года лодка вступила в строй и 11 января 1968 года была зачислена в состав 31-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота с базированием на Сайда-губу.
1960-е годы
Авария ГЭУ
27 августа 1968 года, когда К-140 находилась в Северодвинске, после модернизационных работ произошёл несанкционированный выход ядерного реактора на мощность. Реактор левого борта, вследствие самопроизвольного поднятия компенсирующей решетки на верхние концевики, вышел на мощность превосходящую номинальную в 18 раз. Давление и температура в реакторе превысили номинальные параметры в 4 раза. При этом контролирующие приборы пульта управления реакторами были отключены и дежурная служба не обнаружила признаков ЧП. Причиной самопроизвольного пуска ядерного реактора явился неправильный монтаж сети питания компенсирующих решеток и ошибки обслуживающего персонала. В результате аварии активная зона и реактор были выведены из строя и заменены. Радиационная обстановка в реакторном отсеке резко ухудшилась, однако разгерметизации первого контура не произошло. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, окружающей среды и уровнях облучения личного состава нет. Погибших среди личного персонала не было[1].
Рекордная стрельба
20 декабря 1968 года с К-140 была произведена залповая стрельба баллистическими ракетами. Впервые в мире был выполнен залп из 8 ракет.
6-я ракета отклонилась от курса и на 50 метров отклонилась от цели, стрельба была на 3500 км по полигону под Норильском.[источник не указан 1384 дня]
1970-е годы
14 ноября 1971 года крейсер К-140 прибыл на предприятие «Звёздочка» в Северодвинске для прохождения капитального ремонта в связи с выходом из строя реактора левого борта. Ремонт реактора был осуществлён путём его замены. Аварийный реактор был в 1972 году затоплен в Карском море.
4 ноября 1972 года на «Звёздочке» начато переоборудование корабля по проекту 667АМ «Навага-М». В ходе работ произведена замена ракетного комплекса Д-5 с жидкотопливными ракетами Р-27 на разработанный в КБ «Арсенал» комплекс Д-11 с первыми советскими твердотопливными баллистическими ракетами морского базирования Р-31. В связи с возросшими габаритами ракет количество ракетных шахт сократилось с 16 до 12, увеличилась высота «горба» надстройки.
4 сентября 1976 года К-140 вышел на сдаточные испытания. На борту кроме сдаточной команды находилось большое количество разработчиков и конструкторов различных систем корабля во главе с заместителем главного конструктора Е. А. Горигледжаном. Всего на лодке находилось более 400 человек при штатной численности экипажа около 120. Испытания завершились 8 октября, после чего до декабря продолжались доработки систем и подготовка к запуску ракет. 21 декабря в Кандалакшском заливе (Белое море) состоялся первый в СССР подводный запуск твердотопливной ракеты с сухим стартом. Пуск был осуществлён с глубины 50 метров на скорости 5 узлов.
В 1977 году было произведено 6 пусков ракет, из них успешно осуществлён только один. С июня 1977 года по февраль 1978 года производились доработки проекта. Корабль перебазировался в бухту Ягельная. В течение 1978 года произведено 7 пусков ракет, большинство завершились успешно. Летом 1979 года на «Звёздочке» проходили работы по устранению замечаний, и в сентябре 1979 года К-140 успешно прошёл государственные испытания, в том числе осуществив пуск двух ракет на полную дальность от оконечности Новой Земли по полигону Кура на Камчатке.
1980-е годы
Всего в период с 1980 года по 1988 год К-140 с первым экипажем совершила 8 дальних автономных походов, выполнила 5 ракетных стрельб, дважды награждалась призом по ракетной подготовке Главкома ВМФ.
С 14 сентября по 2 декабря 1980 года — первая боевая служба в Атлантике. С 2 апреля по 17 июня 1981 года — вторая боевая служба в Атлантике.
22 октября 1984 года в Мотовском заливе следовавшая в надводном положении К-140 в условиях плохой видимости столкнулась с К-373. Обе лодки получили повреждения лёгкого корпуса.
В декабре 1984 года К-140 направилась в Атлантику для несения очередной, предположительно пятой, боевой службы. Так как допуск к командованию кораблём этого проекта имел на тот момент только капитан 1-го ранга А. Н. Козлов, то он командовал кораблём и в этом походе. Для командира это была уже третья в течение года боевая служба, вместо неё он планировал отправиться в отпуск и уже имел приказ о переводе в Москву. Через неделю после выхода с базы у А. Н. Козлова произошёл инфаркт миокарда, однако Козлов принял решение продолжить боевую службу. Командира заменили молодой капитан 2-го ранга А. Г. Лашин и старший помощник, капитан 3-го ранга С. Н. Егоров. К январю состояние командира улучшилось настолько, что он сам стал нести ходовую вахту. В феврале 1985 года К-140 вернулась на базу. Шифровка об инфаркте командира была дана за двое суток до планируемого возвращения, в связи с этим сообщением лодке разрешили вернуться на сутки раньше. За успешное проведение боевой службы командир корабля был представлен к ордену Красной Звезды, а начальник медицинской службы — к медали «За боевые заслуги».
В 1989 году был расформирован 2-й экипаж корабля.
Вывод из эксплуатации
19 апреля 1990 года К-140 был исключён из состава ВМФ.
C 17 сентября по 30 ноября 1990 года К-140 выполнила 4 выхода в море для утилизации 16 ракет Р-31 путём отстрела. 10 ракет были выпущены успешно, 6 ракет по различным причинам были утилизированы на берегу. После отстрела ракет К-140 была поставлена на прикол в Северодвинске. Первый экипаж корабля был расформирован только в 1997 году.
В 1997—1998 годах, после вырезки реакторных отсеков, ракетный крейсер К-140 был разделан на металл. Некоторые реликвии с него ныне хранятся в музее АО «ЦС «Звёздочка».
Командиры корабля
- А. П. Матвеев
- Ю. Ф. Бекетов
- С. В. Прудников
- А. П. Головкин
- Ю. Н. Макаров
- А. Н. Козлов
- О. А. Трегубов
- А. В. Пекур
- Б. В. Суднишников
Примечания
- ↑ К-140 Проект 667А, 667АМ . Дата обращения: 3 июля 2008. Архивировано 11 сентября 2012 года.
Ссылки
- «Забытое детище „Арсенала“.» . Алексей Спиридонов, «Независимая газета». nvo.ru (23 марта 2007). Дата обращения: 3 июля 2008.
- К-140 на deepstorm.ru
- snariad.ru // К-140 проекта 667АМ
- Подводная лодка проекта 667АМ
Литература
- Мормуль Н. Г., 1995 г.