Кэмпбелл, Дональд Малкольм
Кэмпбелл Дональд Малкольм | |
---|---|
Награды и премии | |
Дональд Малкольм Кэмпбелл (англ. Donald Malcolm Campbell; 23 марта 1921, Кингстон на Темзе, Суррей — 4 января 1967, Конистон-Уотер, Камбрия) — британский гонщик, автор абсолютных мировых рекордов скорости на воде и суше. Остаётся единственным человеком, который установил мировые рекорды скорости на суше и воде в одном году.
Биография
Родился 23 марта 1921 года в Кингстоне-на-Темзе (по другим данным в городе Райгит) графства Суррей в семье гонщика Малкольма Кэмпбелла и его второй жены Дороти Эвелин Уиттолл.
Дональд посещал школу Св. Петра в городе Сифорд. В начале Второй мировой войны он добровольно вызвался в Королевские воздушные силы, но не смог служить из-за болезни ревматической лихорадкой (суставный ревматизм). Тогда он присоединился к компании Briggs Motor Bodies Ltd. в городе West Thurrock, где стал инженером по техническому обслуживанию. Впоследствии он был акционером небольшой инжиниринговой компании Kine engineering, занимающейся производством станков. После смерти отца он занялся гонками на воде и на суше.
Достижения в гонках
На воде
Дональд предпринял попытки поставить рекорды скорости летом 1949 года, используя старую лодку своего отца — Blue Bird K4, несколько изменив её название на Bluebird K4. Его первые достижения не были успешными, хотя он близко подошел к существующему рекорду своего отца. Дальнейшие испытания его команда продолжила на озере Конистон-Уотер в 1950 году, когда американец Стэнли Сейрес[англ.] поднял рекорд на воде до 257 км/ч. Зимой 1950/1951 годов Bluebird K4 была модифицирована, и в сентябре 1951 года Кэмпбелл разогнал свой гидроплан до 270 км/ч, что, однако, привело к разрушению лодки.
Стэнли Сейрес в следующем году поднял рекорд до 286 км/ч. В это время другой британский потенциальный претендент на рекордные показатели скорости на воде — Джон Кобб[англ.] разработал турбореактивный гидроплан Crusader и начал испытания на озере Лох-Несс осенью 1952 года. Кобб трагически погиб при испытаниях, Кэмпбелл был опустошен потерей коллеги, но всё равно он решил вернуть рекорд скорости Великобритании, построив новый гидроплан.
В начале 1953 года он начал разработку собственного усовершенствованного цельнометаллического гидроплана Bluebird K7[англ.] с реактивным двигателем, чтобы бросить вызов рекорду, который принадлежал на тот момент американцам. И в период с июля 1955 по декабрь 1964 года он установил семь мировых рекордов скорости на воде, последний из которых составил 444,71 км/ч (276,33 миль в час).
На суше
После установления рекордов скорости на воде, Дональд Кэмпбелл решил повторить свой успех на суше и начал строить для этого в 1956 году новый автомобиль. Желая создать автомобиль, который бы продемонстрировал достижения британских инженеров, он привлёк к этому проекту известные компании: Dunlop, BP, Lucas Automotive, Smiths Industries, Rubery Owen и многие другие. В результате его детище — машина Bluebird-Proteus CN7[англ.] — была разработана для достижения скорости в 475-500 миль в час и построена к весне 1960 года.
После испытаний на малой скорости, проведённых на автодроме Гудвуд в Сассексе, в июле CN7 была доставлена на соляные равнины в Бонневилле (штат Юта, США), где состоялся последний триумф его отца в сентябре 1935 года. Испытания изначально прошли успешно, но в шестом заезде Кэмпбелл потерял контроль над автомобилем на скорости более 360 миль в час и потерпел крушение. Только конструкция машины спасла ему жизнь, хотя он был госпитализирован с травмой черепа и разрывом барабанной перепонки. Компания Rubery Owen предложила восстановить автомобиль, так как Дональд решил продолжить испытания, чтобы затем уйти в отставку как бесспорный чемпион скорости, став достойным преемником своего отца.
Кэмпбелл решил не возвращаться в Юту, так как чувствовал, что трасса в Бонневилле была слишком короткой для рекордного заезда, а соляная поверхность неудовлетворительной. После долгих поисков было выбрано озеро Эйр в Южной Австралии, где можно было выбрать трассу длиной 32 км. К лету 1962 года Bluebird CN7 была восстановлена и в конце года отправлена в Австралию для новой попытки установления рекорда. Но с началом заездов пошли дожди, и к маю 1963 года много лет до этого сухая поверхность озера покрылась водой. Заезды были прекращены. Задача для Кэмпбелла усложнилась ещё тем, что в июле 1963 года в Бонневилле американец Крейг Бридлав[англ.] разогнал свой чисто реактивный автомобиль Spirit of America[англ.] до скорости 407,45 миль в час (655,73 км/ч). Хотя машина не соответствовала правилам FIA, в глазах мира Бридлав стал самым быстрым человеком на Земле. Дональд Кэмпбелл вернулся в Австралию в марте 1964 года, но поверхность сохла медленно и только в июле 1964 года он смог показать приличные скорости. 17 июля он совершил два заезда по ещё влажной трассе, установив новый рекорд скорости на суше — 403,10 миль в час (648,73 км/ч).
Снова на воде
Теперь Кэмпбелл планировал ещё раз побить рекорд скорости воды с Bluebird K7 — сделать то, к чему стремился много лет — установить рекорды на суше и на воде в один год. Это ему удалось в последний день 1964 года на озере Dumbleyung близ Перта, Западная Австралия, достигнув скорости в 276,33 миль в час (444,71 км/ч). Таким образом он стал первым и единственным на сегодня человеком, который установил рекорды скорости на суше и на воде в одном году[1].
Видя, что использование реактивных двигателей может существенно увеличить скорость, он приступил к разработке нового гидроплана Bluebird Mach 1.1 для установления сверхзвукового рекорда скорости на воде. Bluebird Mach 1.1 был относительно компактным решением с простым дизайном и оснащён ракетными двигателями Bristol Siddeley BS.605, разработанным для военных самолётов. Весной 1966 года Кэмпбелл решил приступить к установлению рекорда, его целью были 300 миль в час (480 км/ч), для чего Bluebird K7 был оснащён более лёгким и более мощным двигателем Bristol Orpheus[англ.] от реактивного самолёта Folland Gnat. Модифицированный гидроплан был доставлен на Конистон-Уотер в начале ноября 1966 года, но испытания не увенчались успехом из-за плохой погоды, из-за которой в воздухозаборники, а затем в двигатель попало много мусора. К середине декабря были сделаны ещё несколько скоростных заездов, превышающих 250 миль в час (400 км/ч), но всё это было ниже существующего рекорда Кэмпбелла. К концу декабря, после модификаций топливной системы и замены топливного насоса, Кэмпбелл ожидал лучшей погоды, чтобы предпринять новую попытку установления рекорда.
4 января 1967 года погодные условия стали наконец подходящими для заезда. Испытания начались утром, и в первом тестовом заезде Кэмпбелл проехал со скоростью около 459 км/ч. Второй заезд проходил с ещё бо́льшей скоростью, достигавшей 480 км/ч, но из-за изменившейся в худшую сторону погоды, вызвавшей сильный ветер, (по другой версии — из-за волны, поднятой во время предыдущего заезда[2]) катер взлетел над водой и взорвался. Спасатели быстро прибыли на место катастрофы, но им не удалось найти ни тела гонщика, ни остатков его одежды.[1]
Лишь весной 2001 года профессиональный дайвер Билл Смит (англ. Bill Smith) обнаружил затонувший гидроплан, который был поднят 8 марта 2001 года. Через два месяца — 28 мая 2001 года — нашли и подняли тело Дональда Кэмпбелла. Его похоронили 12 сентября 2001 года на берегу Конистон-Уотер на кладбище Coniston Graveyard в местечке Конистон[англ.] рядом с озером[3]. На похоронах присутствовали члены семьи Кэмпбелла, а также члены его бывшей команды и поклонники. Стив Хогарт, солист группы Marillion, исполнил в честь выдающегося гонщика посвящённую ему песню «Out of This World».
Личная жизнь
Дональд Кэмпбелл, как и его отец, был трижды женат:
- на Дафни Харви (Daphne Harvey) в 1945 году, от неё дочь — Джорджина Кэмпбелл (Georgina Campbell, род. 1946);
- на Дороти МакКегг (Dorothy McKegg) в 1952 году;
- на Тони Берн (Tonia Bern) в 1958 году и до конца его жизни.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Speed king dies in crash (5 January 1967), С. 13. Архивировано 26 февраля 2021 года. Дата обращения 20 августа 2019.
- ↑ Кочнев Е.М. Люди. Автомобили. Рекорды. — М.: Молодая Гвардия, 1982. — С. 231.
- ↑ Donald Campbell . Дата обращения: 18 июня 2019. Архивировано 18 апреля 2021 года.