Кэммелл, Дональд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дональд Кэммелл
Donald Cammell
Рабочий момент съёмок фильма «Представление» (1968 год, фрагмент)Рабочий момент съёмок фильма «Представление» (1968 год, фрагмент)
Дата рождения 17 января 1934(1934-01-17)
Место рождения Эдинбург, Великобритания
Дата смерти 24 апреля 1996(1996-04-24) (62 года)
Место смерти Голливуд, США
Гражданство  Великобритания
Профессия кинорежиссёр, сценарист
Карьера 1967—1996

Дональд Ситон Кэммелл (англ. Donald Seaton Cammell ; 1934—1996) — британский (шотландский) кинорежиссёр, создавший (в соавторстве с Николасом Роугом) картину «Представление», признаваемую, например газетой «The Guardian», «одной из лучших британских лент всех времён, снятых до настоящего времени»[1].

Биография

Дональд Ситон Кэммелл родился в 1934 году в камере-обскура — музее Эдинбурга (Шотландия). Его отец — писатель и поэт Чарлз Ричард Кэммелл, являясь биографом Алистера Кроули, заинтересовался оккультной философией и поэзией, что повлияло на выбор столь необычного места рождения для ребёнка. В юном возрасте у Дональда был замечен дар к изобразительному искусству и вскоре он получил стипендию для обучения в Королевской Академии художеств Великобритании. После стажировки во Флоренции вернулся в Лондон, где в начале 1950-х годов приобрёл достаточную известность как художник-портретист.

Творчество

«Представление»

В середине 1960-х годов увлёкся кинематографом. Написал два сценария, в которых интересовался темой взаимного проникновения криминальной среды и субкультуры хиппи. Поставленные по ним фильмы широкого интереса не вызвали. Реализацию третьего проекта Дональд Кэммелл захотел осуществить самостоятельно, но его агент настоял на приглашении опытного со-режиссёра Николаса Роуга. Первоначально, из-за обилия непривычно открытых сцен сексуального характера, эпизодов насилия, употребления наркотиков фильм был оценен как «отвратительный и неприемлемо грубый». Однако с каждым годом эстетика картины становилась всё более понятной и открытой. Фильм уже через несколько лет стал культовым для своего поколения, а ведущие СМИ называли его «экспериментальной работой, каждый момент которой (работа оператора, декорации, подбор актёров, звуковая дорожка, монтаж) сообщает ей энергию, равно как и наркотический, сексуальный подтекст»[1]. Неформальная атмосфера, царившая на съёмочной площадке между актёрами Джеймсом Фоксом, Мики Джаггером, Анитой Палленберг была оценена Марианной Фейтфулл как «дьявольские ингредиенты в кипящем котле: наркотики, сексуальные отношения со сменой ролей, искусство и жизнь — всё взбито вместе в какое-то сучье варево»[2]. По причинам цензурных согласований фильм, полностью готовый в 1968, вышел в прокат только в 1970 году. Лавры создателя культового фильма были для Кэммелла впереди. Действительность же заключалась в срыве сроков и абсолютном нарушении коммерческих планов спонсоров фильма, что сделало режиссёра практически безработным[1][3].

Другие работы

Следующую картину несговорчивому режиссёру со сложным индивидуальным кинематографическим языком спустя практически 9 лет предложила снять компания «Metro-Goldwyn-Mayer». Этим проектом стал научно-фантастический фильм ужасов «Дьявольское семя» по одноимённому роману Дина Кунца. Лента была номинирована на премию «Сатурн», но наград не получила. Критические отзывы о картине были как позитивными, так и негативными[4].

Фильм представляет собой странный гибрид «Одиссеи 2001» Кубрика, «Ребёнка Розмари» Полански и «Электрического дома» Бастера Китона в придачу.

кинообозрение Not Coming to a Theater Near You[5]

В период очередного простоя Дональд Кэммелл снимает музыкальное видео для рок группы U2, а также совместно с Марлоном Брандо готовит сценарий для проекта «Иерихон», который, однако, никогда не будет опубликован или поставлен. Следующей полнометражной работой режиссёра стала лента 1987 года «Закатив глаза» — жестокий триллер о серии немотивированных убийств обеспеченных женщин. В 1995 году режиссёр снимает свою последнюю картину «Опасная сторона» (в российском прокате с сопоставимой регулярностью используется и другое название — «Безумие»). В очередной раз взгляды режиссёра и продюсеров картины на степень откровенности сексуальных сцен и глубину их анализа разошлись. Дональд Кэммелл и его монтажёр были уволены, их имена в титрах упомянуты не были, а рабочие материалы смонтированы в версии продюсера. Это послужило причиной глубокой депрессии режиссёра, повлёкшей его самоубийство 24 апреля 1996 года[6]. В 2000 году фильм был восстановлен и издан в версии, максимально приближённой к режиссёрскому пониманию этой картины. Эта работа была проведена его женой, а также редактором Френком Маццолой, работавшим монтажёром практически всех картин Дональда Кэммелла[7].

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1967 ф Даффи Duffy сценарист
1970 ф Представление Performance режиссёр, сценарист
1977 ф Дьявольское семя Demon Seed режиссёр
1987 ф Закатив глаза White of the Eye режиссёр
1995 ф Опасная сторона
(Безумие)
Wild Side режиссёр
1998 ф Аргумент
(короткометражный, снят в 1971 году)
The Argument режиссёр, сценарист
2002 ф U2: Лучшее 1980-1990 U2: The Best of 1980-1990 один из 7 режиссёров музыкальных видео

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Holden M. Cast into darkness (англ.). Guardian News and Media Limited (01.05.2004). Дата обращения: 22 октября 2012. Архивировано 13 декабря 2012 года.
  2. Marianne Faithfull. An Autobiography. — Cooper Square Press, 2000. — С. 147. — 336 с. — ISBN 978-0815410461. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 декабря 2012. Архивировано 29 июня 2012 года.
  3. Michael Atkinson. A Dean Koontz–Derived Genre Pound Cake (англ.). Village Voice (29.11.2005). Дата обращения: 14 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.
  4. «Дьявольское семя» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
  5. Leo Goldsmith. Demon Seed (англ.) (недоступная ссылка). Not Coming to a Theater Near You (31.10.2012). Дата обращения: 15 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.
  6. Kregloe, Karman Review of Wild Side (англ.) (недоступная ссылка). www.afterellen.com (12 января 2005). Дата обращения: 3 марта 2011. Архивировано 1 апреля 2011 года.
  7. Anwar Brett. Donald Cammell's Wild Side (2000) (англ.) (недоступная ссылка). BBC (29.06.2000). Дата обращения: 15 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.

Ссылки