Кэй (школа)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дзидзо из Тодай-дзи. Кайкэй

Школа Кэй (яп. 慶派 кэй ха) — одна из японских скульптурных школ, специализировавшаяся на изображениях Будды и существовавшая с конца XII века по XIX век[1]. Крупнейшие мастера этой школы — Кокэй, Ункэй, Танкэй и Кайкэй[яп.][1][2]. Работы скульпторов Кэй тяготеют к реализму, в них нет рефлексии и хэйанского моно-но аварэ[3].

История и художественные особенности

Предтечей стиля школы Кэй были работы Райдзё[яп.], внука знаменитого скульптора Дзётё. Время расцвета школы Кэй приходится на период Камакура (1185—1333), когда господствовали самурайские эстетические идеалы: ценились бесстрашие и воинская доблесть[1][3]. Название «Кэй» дано этой школе современными историками искусства и происходит от часто встречавшегося в артистических псевдонимах иероглифа (яп. кэй), он входит и в состав имени первого мастера школы Кэй, Кокэя[англ.][1][2]. Мастерска́я (яп. 仏所 буссё) школы Кэй первоначально располагалась в храме Кофуку-дзи, а затем переехала в Киото на улицу Ситидзё[яп.], благодаря чему получила название Ситидзё-буссё (яп. 七条仏所)[1][4].

В своих произведениях скульпторы школы Кэй возвращались к классическому стилю скульптуры Нары VIII века, развившемуся под китайским влиянием[1]. Их работы довольно реалистичны, они окрашены приглушёнными красками, хотя их всё равно характеризуют как «преувеличенный реализм», особенно это заметно в статуях существ, не достигших просветления[5][6]. Несмотря на классическое влияние, скульпторы Кэй пользовались инновативными техниками, производя статуи из полых фрагментов, которые позже скрепляли: эта техника называется «ёсэги» (яп. 寄木造 ёсэги дзукури)[5]. В глаза статуям вставляли кварц, имитирующий человеческую радужную оболочку и зрачки, данная особенность известна как «гёкуган» (яп. 玉眼, «драгоценный глаз»)[5].

Среди произведений мастеров школы Кэй — статуи Рютоки (яп. 竜灯鬼) и Тэнтоки (яп. 天灯鬼) из Кофуку-дзи, триада Амида-сандзон (яп. 阿弥陀三尊像) из Золотого зала Хорю-дзи, несколько скульптур в То-дзи, Рокухарамицу-дзи[яп.], Бякуго-дзи[англ.], Дзинго-дзи[англ.], Хання-дзи[яп.], Дайхоон-дзи[яп.][2]. Школе Кэй поступил заказ на восстановление Кофуку-дзи и Тодай-дзи, разрушенных войсками рода Тайра, и в 1180—1212 годах они работали над этими двумя храмами[7]. Для выполнения этого заказа мастера изучали китайские образцы, созданные в период царствования династии Тан[8]. В 1203 году Ункэй и Кайкэй вместе с двумя другими скульпторами и 16 ассистентами создали знаменитые восьмиметровые фигуры демонов-охранителей нио, стоящих у Южных ворот Тодай-дзи, Нандаймон[9][10]. В целом работы Ункэя скорее тяготеют к реализму, а Кайкэя — к идеалистическому изображению предмета[9]. В работах Ункэя заметно также влияние сунской скульптуры[8]. Шестеро его сыновей также стали скульпторами[11].

После угасания школ Ин и Эн школа Кэй оставалась единственной традиционной «буссё» вплоть до начала реставрации Мэйдзи, когда и она угасла[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Soejima.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Kotobank, ブリタニカ国際大百科事典 小項目事典.
  3. 3,0 3,1 Stanley-Baker, 1984, p. 111.
  4. Kotobank, 百科事典マイペディア.
  5. 5,0 5,1 5,2 Deal, 2005, p. 287.
  6. Stanley-Baker, 1984, p. 109.
  7. Munsterberg, 1962, p. 98.
  8. 8,0 8,1 Stanley-Baker, 1984, p. 108.
  9. 9,0 9,1 Deal, 2005, p. 288.
  10. Munsterberg, 1962, p. 99.
  11. Stanley-Baker, 1984, p. 110.

Литература