Кхалаце
Город | |
Кхалаце | |
---|---|
Khalatse | |
34°19′18″ с. ш. 76°53′06″ в. д.HGЯO | |
Страна | Индия |
Союзная территория | Ладакх |
Округ | Лех |
История и география | |
Часовой пояс | UTC+5:30 |
|
|
Кхалаце или Кхалси — деревня в 337 км от Сринагара на старой дороге в Лех, рядом была переправа через Инд и построен железный мост.[1] Население округи около 1 600. Это место получило известность благодаря торговым маршрутам.[2] Рядом находятся руины старой таможни.[3]
По остаткам надписей, можно сказать что это место ранее называлось 'Махараджа Увима' и его связывали с кушанским царём, Вима Кадфиз — правивший в 1-м 2-м веке нэ.[4][5][6]
Лхачен Наглунг (ок 1150—1175 н. э.), представитель дардского княжеского дома, построил мост на месте нынешнего, а также замок Брагнаг у ручья текущего в Инд, для охраны моста, замок находится в 1,6 км от деревни выше по течению. В 4,8 км был ещё один мост Бабу-Кхар, но мост у Кхалаце был нужен для сбора пошлин. От замка остались остатки фундамента. Лхачен Наглунг, вероятно, построил и замок у Ванла.[7]
На скалах близ деревни можно найти дардские петроглифы, в том числе, женщина с корзиной за спиной, охота на антилоп, мужчины в широкополых шляпах, подобную одежду носят дарды до сих пор, у замка можно найти надписи на индийском.[8]
Миссионеры моравской церкви, прибывшие в Лех в 1885, разместили участок и в Кхалаце, они сильно помогли местной медицине и образованию, но совсем не преуспели в миссионерстве.[9]
Если идти в Кхалаце от Сринагара, то видно, как попадаешь в буддийскую землю: чортены — маленькие ступа, Камни "Мани" и лунгта — молитвенные флажки. Вверх по течению от Кхалаце и вниз по течению по правому берегу проживают Дарды (Брокпа), исповедующие буддизм.[10] Khalatse is also famous for its apricots.[11]
Кхалаце на 400 метров ниже Леха и поэтому здесь выращивают 2, а не один урожай, когда в конце мая в Ладакхе сеют, а в Кхалаце уже почти вырос урожай. Первый урожай — обычно грим (Ячмень обыкновенный — Hordeum vulgare L. var. nudum Hook. f., разновидность является древней формой одомашненного ячменя) — из него делают основную пищу этого региона Цампа), а к середине июля поспевает Гречиха, Турнепс и другие овощи.[12]
Примечания
- ↑ Schettler (1981), pp. 102—103.
- ↑ Rizvi (1996), p. 31.
- ↑ Rizvi (1996), p. 96.
- ↑ Stein, R. A. (1972). Tibetan Civilization, p. 36. Stanford University Press; ISBN 978-0-8047-0901-9.
- ↑ Narain, A. K. (1990). «Indo-Europeans in Inner Asia», p. 164. In: (1990). The Cambridge History of Early Inner Asia (Vol 1). Cambridge University Press. Editor: Denis Sinor. ISBN 978-0-521-24304-9.
- ↑ Bivar, A. D. H. (1993). «The History of Eastern Iran», p. 223. In: The Cambridge History of Iran, Volume 3: The Seleucid, Parthian and Sasanid Periods, Part 1 of 2. Editor: E. Yarshater. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-20092-9.
- ↑ Francke (1977), pp. 80, 92.
- ↑ Francke (1977), pp. 71-72.
- ↑ Rizvi (1996), p. 212.
- ↑ Rizvi (1996), p. 203.
- ↑ Rizvi (1996), p. 23.
- ↑ Rizvi (1996), p. 38.
Литература
- Francke, A. H. (1977). A History of Ladakh. A. H. Francke (Originally published as, A History of Western Tibet, (1907). 1977 Edition with critical introduction and annotations by S. S. Gergan & F. M. Hassnain. Sterling Publishers, New Delhi.
- Francke, A. H. (1914). Antiquities of Indian Tibet. Two Volumes. Calcutta. 1972 reprint: S. Chand, New Delhi.
- Schettler, Rolf & Margaret. (1981). Kashmir, Ladakh & Zanskar. Lonely Planet. South Yarra, Vic., Australia. ISBN 0-908086-21-0.
- Janet Rizvi. (1996). Ladakh: Crossroads of High Asia. Second Edition. Oxford University Press, Delhi. ISBN 0-19-564546-4.