Кустанай (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Кустанай
Qostanaı stantsııasy / Қостанай станциясы
Каерак — Кустанай[1],
Кустанай — Сарыколь[1],
Кустанай — Тобол[1],
Золотая Сопка (эксп.) — Костанай[2],
Кустанай — Новоишимская[2]
Казахстанские железные дороги
53°13′39″ с. ш. 63°36′23″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Кустанайское отделение[1]
Регион ж. д. Кустанайский
Оператор АО «КТЖ»[1]
Дата открытия 1915[3] год
Прежние названия Кустанай[4]
Дата переименования 29 ноября 2017 года[4]
Классность 1[5]
Количество путей 8
Электрифицирована 2013[6] год
Архитекторы Коллектив «Мосгипротранс», В. Батырев, А.Сухорукова
Инженеры-конструкторы Ж. Самсонова
Подрядчик «Казахтранстехмонтаж», Управление «Магнитогорстрой», Минтранстрой СССР
Расположение  Казахстан, Кустанай
Расстояние до Алматы 1 2025[7] км 
Расстояние до Астана 1 707[7] км 
Тарифная зона 0
Код в АСУЖТ 684001
Код в «Экспресс-3» 2708700[1]

Кустанай (каз. Қостанай станциясы) — железнодорожная станция Казахстанских железных дорог, расположенная в городе Кустанай.

История

В 1913 году было выстроено первое станционное здание вокзала[8].

К 1952 году, время в пути пассажирского поезда сообщением Кустанай — Алма-Аты или Кустанай — Москва, из-за ветхости железнодорожного пути, составляло 6-7 суток[8].

В 1974 году, было построено новое современное здание вокзала[8].

Здание 1974 года

Здание представляет трёхэтажное железобетонное сооружение. Вход перекрыт мощным железобетонным козырьком с консольным вылетом в 15 м. Первый этаж имеет полное остекление, второй и третий этажи объединены. Средняя высота помещений – 3,8 м. Общая площадь – 5375,7 м²[9].

В списке памятников истории и культуры местного значения Кустанайской области за номером 1110 числится здание железнодорожного вокзала[10].

Здание вокзала является частью ансамбля привокзальной площади. Авторы проекта архитекторы В. Батырев, А.Сухорукова и инженер Ж. Самсонова. Коллектив архитекторов, инженеров и строителей был удостоен премии Совета Министров СССР в 1978 году[9].

В начале XXI века вокзал был реконструирован, сохранив свой облик[9].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Станция Костанай. Дата обращения: 12 июля 2020. Архивировано 13 июля 2020 года.
  2. 2,0 2,1 Костанай. Дата обращения: 12 июля 2020. Архивировано 12 июля 2020 года.
  3. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 272. — 368 с. — 100 000 экз.
  4. 4,0 4,1 О переименовании и изменении транскрипций названий некоторых железнодорожных станций Республики Казахстан. Дата обращения: 12 июля 2020. Архивировано 14 июля 2020 года.
  5. Об утверждении Перечня железнодорожных вокзалов согласно их классу. Дата обращения: 12 июля 2020. Архивировано 12 июля 2020 года.
  6. Через 100 лет после первого паровоза на станцию Кустанай прибыл первый электровоз
  7. 7,0 7,1 Расстояния до транзитных пунктов от транзитного пункта Кустанай (684001). Дата обращения: 12 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 История костанайской железной дороги. Дата обращения: 12 июля 2020. Архивировано 15 июля 2020 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 Здание железнодорожного вокзала. kraeved-kst.kz. Дата обращения: 13 августа 2020. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  10. Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры местного значения Кустанайской области - ИПС "Әділет". adilet.zan.kz. Дата обращения: 13 августа 2020. Архивировано 23 июля 2020 года.